Все о тюнинге авто

Терренкур по станциям в детском саду. Образовательные терренкуры в доу как условие гармоничного развития дошкольников

Здоровье дошкольника, его охрана и укрепление является приоритетной для системы дошкольного образования, актуальной остается проблема комплексного подхода к укреплению здоровья детей, результативности данной работы. Для решения данной проблемы педагоги нашего учреждения создали оптимальные условия по оздоравливанию дошкольников в условиях детского сада по направлениям:

Охрана и укрепление психофизического здоровья ребенка;

Обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника;

Воспитание у детей осознанного отношения к своему организму и приобщение к физической культуре и спорту;

Детский сад – это открытая система воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное и социо-культурное благополучие ребенка.

Для физического воспитания дошкольников создано физкультурно-оздоровительное пространство ДОУ: уголки здоровья, тематические выставки по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительные центры в группах, позволяющие осуществлять двигательную активность, спортивное оборудование, нетрадиционное физкультурное оборудование.

Мы решили использовать для оздоравливания наших детей всю территорию детского сада с детьми разных возрастных групп. Были разработаны маршруты здоровья.

Наш терренкур – это система дозированной ходьбы, прыжков, бега, подвижных и спортивных игр с использованием прохождения данных маршрутов по территории детского сада.

Новая технология интересна и удобна детям, потому что им нравятся:

Простота и естественность движений;

Возможность выполнять их в любое время на воздухе;

Привлекательность в связи с возможностью игровой мотивации.

Маршруты средней группы

Понедельник: Маршрут1

Остановка1 «Цветочная клумба» -

Уточнять названия цветов, их строение, особенности их размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям; обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Спал цветок и вдруг проснулся

Спал цветок и вдруг проснулся - (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Игра «Угадай по описанию»

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем -

Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Игровое упражнение «Цапли»

«Лягушки»

Остановка3 «У песочницы» -

Учить детей играть дружно, продолжать знакомить детей со свойствами песка, развивать фантазию при лепке фигур из песка.

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места.)

Игра «Слепи фигурку»

Остановка4 «В гости к клёну» -

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Игра «С какого дерева листок»

П.И. «Ветер и листочки»

Вторник: Маршрут2

Остановка1 «Травушка-муравушка»-

Учить устанавливать связь между состоянием живой природы и неживой, развивать умение выражать свои мысли, воспитывать любовь к природе.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда,

Делай «раз и делай «два». (Дети делают движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища впереди стоящей ноги.)

Игра «Кто что ест?»

П.И. «Жмурки»

Остановка2 « Огород» -

Формировать обобщенные представления об овощах (овощи- это сочные части травянистых растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представление о многообразии овощей.

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево - раз, вправо - два,

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре - (3 раза.)

Хорошо мы потрудились. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)

Игра «Съедобное-несъедобное»

Остановка3 «Кубанский двор»-

Учить детей слушать воспитателя, развиваем мышление, воспитывать любовь к малой родине.

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова -

Раз, два и готово. (Дети шагают, припадают на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

П.И. «Утка и селезень»

Остановка4 «Спортивная площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Игра «Кто громче» (подбрасывая мяч вверх, произносим имя)

Среда: Маршрут3

Остановка1 «В гостях у берёзки» -

Закрепить название деревьев, рассказать какую пользу деревья приносят для человека, воспитывать любовь к природе.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Игра «С какого дерева листок»

Остановка2 «Спортивная площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть - на место сесть опять. (Присели.)

П.И. «Через ручеёк»

«Догони свою тень»

Остановка3 ««Игровая площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою - хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идут по кругу,

Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)

П.И «Охотник и зайцы»

П.И. «У медведя во бору»

Остановка4 «В гости к птицам» -

Выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям. Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц.

Приметы: птицы запели в дождь- к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают- к ясной погоде.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Д.И. «Что это за птица»

П.И. «Воробушки и автомобиль»

Четверг: Маршрут4

Остановка1 «Игровая площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Раз, два - дружно встали, (Шагаем на месте.)

Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)

Три, четыре - разведем, (Руки в стороны.)

Заниматься мы начнем. (Наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука-правая нога; правая рука-левая нога).)

С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)

На носочки мы присели (Приседания.)

И как птички полетели. (Побежали)

Самостоятельная игровая деятельность детей

Остановка2 «Спортивная площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Чтоб получше нам размяться,

Будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вперёд и назад.)

Вот ещё одно заданье -

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать!

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Мы шагаем дружно, бодро,

Но пора закончить отдых. (Ходьба на месте.)

Остановка3 «Экспериментальная площадка»-

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, развивать мышление, умение замечать изменения, воспитывать любовь к природе.

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклоняйся до носочков.

Раз - цветок, два - цветок.

А потом сплетём венок. (Наклоны вперёд, сначала к правой ноге, потом к левой.)

Беседа «Что будет с цветком, если его сорвать?»

Остановка4 «Парк»-

Вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, обогащать словарный запас, активизировать память и внимание.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем, (Потягивания, руки в стороны.)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре.

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим. (Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

Наблюдение за деревьями в парке.

Игра «Найди листок, какой я покажу»

Пятница: Маршрут5

Остановка1 «Ёлочка красавица»-

Продолжать учить детей описывать деревья, отмечая их различия и сходства, характерные признаки; воспитывать любовь к природе.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Остановка2 «Огород»-

Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это сочные части травянистых растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представление о многообразии овощей.

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Игра «Овощ или фрукт»

Остановка3 «Сказочная поляна» -

Учить детей придумывать сказки, развивать мышление, воображение.

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Придумывание сказок детьми.

Остановка4 «Полянка цветов»-

Воспитывать чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их;

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Игра «Назови какого цвета»

Заучивание стихотворения:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.


Завгородняя Ирина Владимировна

Эколого-краеведческий терренкур «Моё село – Перемышль»

малыши детского сада «Радуга» отправились в увлекательное путешествие на весенний эколого – краеведческий образовательный терренкур«Моё село – Перемышль» . В чем же заключался весенний терренкур? Это была пешая прогулка по эколого-краеведческим тропам по селуПеремышль с конечной остановкой вцентральном парке на площади Свободы.Целью нашего терренкура - объединить детей от средней до подготовительных групп в единой познавательно-исследовательской деятельности по воспитанию уважения и любви к своему родному поселку.

Воспитатели и педагоги ДОУ, разрабатывая маршруты весеннего терренкура ставили прежде всего такие задачи как:

· Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том, где они родились и живут.

· Формировать у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном селе Перемышль.

· Способствовать осознанию того, что наш край является нашим общим домом, малой Родиной.

· Воспитывать любовь к родному селу.

· Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней.

У каждой группы был разработан свой маршрут, по которому они должны добраться до конечной остановки. На протяжении всего маршрута дети получали информацию о той или иной достопримечательности родного села, о названиях улиц Перемышля. Так например маршрутгруппы №1. Дети прошли от территории детского сада по улице Красный Октябрь, свернув направо перешли Пушкарский ров, где от воспитателя Рожковой Е.А. узнали, что очень давно здесь жили пушкари, которые охраняли Перемышль, поэтому он и получил это название. Повернув с улицы Л.Толстого налево, дети увидели Успенский собор, который является памятником архитектуры. Спустились вниз по Соборной горе и поднялись по Никитской горе к Храму Сошествия Святага Духа. Елена Васильевна рассказала ребятам, что он был построен на средства купца Кузьмы Афанасьевича Медведева, и также является достопримечательностью села Перемышль.

Так и получая познавательную информациюи добрались детишки до цели своего путешествия, где уже их ждали различные станции: «Краеведческая», «Архитектурная», «Экологическая», «В гостях у Лесовичка», «Музыкальная», «Спортивная». На каждой станции детям были приготовлены различные интересные задания, где дети могли блеснуть своей эрудицией, кругозором, знаниями в той или иной области в зависимости от станции. Например, на станцию «Архитектурная» дети пришли не с пустыми руками, они предоставили «главному архитектору» Никоновой А.В. проекты «Новый микрорайон села Перемышль»и рассказали о достопримечательностях села, определяя своеобразие русского деревянного и каменного зодчества, называли их детали.

Далее детям были предложены загадки с целью систематизировать знания о геометрических телах. Затем дети называли красивые и известные дома своего села и поиграли в игру «Раз, два, три – беги!», где закрепили умения различать и называть строительные детали. На краеведческой станции дети рассказывали о своем маршруте, о том, что узнали нового и интересного о своем селе. Рассматривали альбом о Перемышле, пытались узнать современные здания на фотографиях старого Перемышля, задавали вопросы, делились впечатлениями.

Также плодотворно и увлекательно прошло посещение и остальных станций. На экологическойвместе с Фурсовой С.И. разгадывали загадки, определяли названия растений, которые произрастают в парке, называли лекарственные растения нашего края и рассказывали о их лечебных свойствах.

Под деревцем в маленьком домике детишек встречал Лесовичок (Хромова М.В.). У хранителя этого прекрасного

парка также было много интересных заданий, а также он припас много желудей и шишек, которые ненароком

рассыпал, так что детишкам было предложено помочь Лесовичку и собрать их в корзиночки.

После того как были выполнены все задания, вместе с Лесовичком водили веселый хоровод вокруг деревца парка.

На спортивной станции их ждал Соболевский К.Л. с мячами, обручами и другим спортивным инвентарем.

Детишки прыгали, бегали, соревновались. Смогли показать свои физические данные, ловкость, сноровку.

На конечной музыкальной станции собрались все участники и гости терренкура. Среди гостей были заведующий РОНО Барышенская О.Н., корреспондент газеты «Наша жизнь» Иванкина С.Д., родители и просто жители Перемышля и района, которые по воле случая оказались в парке. Под звуки аккордеона (Сурженкова О.Ю.) дети вместе с воспитателями исполнили песню про Перемышль, музыку к которой написала Григрова Л.И., а слова Опяри З.И. И вот льются над кронами деревьев парка прекрасные слова песни:

Перемышль – городок небольшой,

Я люблю тебя всею душой.

И в жару и в пургу,

Без тебя не могу.

Уставшие, но очень довольные, возвращались детишки в детский сад, где их уже ждал вкусный обед и красивые кроватки в спальне. Все….. Терренкур окончен – отдыхать!

При проведении терренкура было решено ряд задач: это и общеразвивающие, и оздоровительные,и воспитательные. Но самое главное, что проведение такого рода мероприятия, позволяет каждому воспитаннику почувствовать себяполноправным гражданином нашей Родины, гордиться, называя себя Перемышлянином, восхищаться и любить край, в котором родился, заботиться о красотечистоте своего села.

Терренкур образовательный.

сентябрь 2015.

Образовательные терренкуры на территориидетского сада – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, на участках, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.

ТЕРЕНКУР, KUR – лечение не только дозированной нагрузкой, но и общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Терренкур способствует закаливанию организма, а красота природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервного напряжения.

Маршруты нашего терренкура включали в себя следующие станции: «Математическая», «Змейка» - игральная, «Веселый мяч» - физкультурная, «Танцевальная», «Почемучка» - опытно-экспериментальная, «Сказочная».

Семинар-практикум для воспитателей "Использование технологии «Терренкур», как средство оздоровления дошкольников"

    Сапрыкина Татьяна Павловна, воспитатель

Цель:
– ознакомление педагогов ДУ с новой технологией оздоровления детей дошкольного возраста

Задачи:

    Познакомить с технологией «терренкур»

    Познакомить воспитателей со способом организации маршрута терренкура;

Форма проведения: семинар – практикум.

Методические приемы: монологические высказывания, диалог

План семинара – практикума:

    Теоретическая часть

    Практическая часть.

    Задания для воспитателей

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого ДОУ.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие -смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста ценны тем, что создают условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, побуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

Одной из таких форм работы развитию и оздоровлению дошкольников является терренкур. Что это такое?

Терренкур, согласно толковому словарю Ефимовой , это:

1) Точно дозированная по времени и по расстоянию лечебная ходьба.

2) Специально оборудованная дорожка для такой ходьбы.

В малой медицинской энциклопедии терренкур (франц. terrain местность + нем. Kur лечение) - метод лечебной физкультуры, заключающийся в дозированной ходьбе по специально проложенным и оборудованным маршрутам на пересеченной местности .

Изначально понятие «терренкур» представляет собой ходьбу по горным и равнинным местностям, он использовался в пионерских лагерях Краснодарского края. Например, во всем известном лагере «Орленок» терренкур существует уже на протяжении многих лет, он является одним из основных способов оздоравливания детей, проводится в виде экскурсий, походов, прогулок по пересеченной местности, с определенной физической нагрузкой, с подъемами в гору, со спусками, с переходом через ручьи вброд и по навесным мостам.

Изучив эти определения, для себя возьмем, что терренкур для дошкольников - это система дозированной ходьбы, прыжков, бега, подвижных и спортивных игр с использованием прохождения данных маршрутов на территории детского сада, которые способствуют оздоровлению организма воспитанников, повышению уровня двигательной активности.

При преодолении специальных маршрутов улучшается выносливость, налаживается работа опорно-двигательного аппарата, а также восстанавливается тонус сосудов и мышц. Правильно дозированные физические нагрузки оказывают благоприятное влияние на вещественный обмен, дыхательную систему, закаляют организм и являются профилактикой всевозможных заболеваний. Маршрут разбивается на станции. На каждой станции делается небольшая остановка, где проводятся игры, игровые упражнения, выполняются различные дыхательные упражнения. При этом не все «станции» стационарны, их периодически можно менять в зависимости от игровых интересов детей. Каждая «станция» может иметь свое название, например: «Дом феи воды» «Лунные кратеры» «В стране сказок» «Поляна богатырей» «Центр отдыха» «Метеостанция». При выборе темпа обязательно учитывается возраст детей.

Обратный путь совершается в спокойном темпе ходьбы. Важно оценивать свое состояние после прогулки: должно быть хорошее самочувствие и ощущаться легкая усталость.

В отличие от занятий в тренажерном зале, прогулки на свежем воздухе более эффективны. Это равносильно сравнению водопроводной воды с чистой родниковой. Вы гуляете, дышите свежим воздухом, наслаждаетесь красивыми видами, но при этом тренируется ваша дыхательная и мышечная системы.

Терренкур помогает решать разные задачи по физической культуре. Это обучение детей новым движениям, закрепление разученных ранее движений, проведение оздоровительных гимнастик. Терренкур поможет не только улучшить здоровье детей и повысить их двигательную активность, но облегчит решение ряда задач образовательной программы:

Формирование элементарных математических представлений: закрепление знания порядкового счёта названий цифр и геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве;

В изобразительной деятельности (рисование мелками, веточками на песке, водой на асфальте); дети учатся видеть красоту природы и передавать её;

Развитие речи (разучивание стихов, кричалок, загадок, составление рассказов);

Знакомство с окружающим миром (игры экологического содержания, экологические праздники);

Музыкальная деятельность (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах, хороводные игры, ритмопластика);

Театрализованная деятельность (обыгрывание знакомых сказок, песенок, потешек) .

Можно сделать вывод, что терренкур – единое образовательное пространство для развития ребенка Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психо-эмоциональному развитию ребенка: он многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается речь, крупная и мелкая моторика, интонации, глазомер, соотносящие движения.

Требования к организации образовательных терренкуров с детьми и соблюдению правил в ходе их проведения

Варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки, познавательного содержания, интересов детей, обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре.

Оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий.

Прогулки предусматривают контроль за соблюдением правильного дыхания, сохранение оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути. Одежда и обувь воспитанников для прохождения маршрута должны соответствовать сезону года и погодным условиям.

Приобщение воспитанников детского сада к здоровому образу жизни должно находить каждодневную поддержку и у них дома. Ведь главные воспитатели ребенка - его родители. От того, сколько внимания они уделяют здоровью детей, зависит состояние физического комфорта малышей. Поэтому придается большое значение работе с родителями. С помощью различных форм (папок-передвижек, консультаций, показов фрагментов занятий по валеологии на родительских собраниях, «дней открытых дверей») рекомендуется знакомить родителей с методами и приемами здоровьесберегающих технологий .

2.Практическая часть

Структура прогулок с детьми по маршруту терренкура:

    Сбор и движение до следующей остановки терренкуров;

    Остановка, привал, познавательно – исследовательская деятельность детей и взрослых;

    Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;

    Самостоятельная деятельность детей;

    Сбор дошкольников и возвращение в группу.

    Познавательные беседы;

    Наблюдения за насекомыми, птицами, растениями;

    Сбор природного материала;

    Знакомые детям подвижные и дидактические игры;

    Игры на внимание;

    Спортивные игры;

    Комплекс оздоровительных физических упражнений.

Примерный маршрут терренкура в ДОУ

Первая остановка «Цветочная клумба»

Уточнять названия цветов, их строение, особенности их размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям; обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Спал цветок и вдруг проснулся - (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Игра «Угадай по описанию»

Вторая остановка «Спортивная площадка»

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперѐд-назад прогнулись. (Наклоны, вперѐд-назад.)

По команде приседаем -

Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Игровое упражнение «Цапли»

«Лягушки»

Третья остановка «У песочницы»

Учить детей играть дружно, продолжать знакомить детей со свойствами песка, развивать фантазию при лепке фигур из песка.

Руки ставим мы вразлет:

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда,

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись!

Игра «Слепи фигурку»

Четвертая остановка «В гости к клѐну»

Закрепить название деревьев, рассказать какую пользу деревья приносят для человека, воспитывать любовь к природе.

Ветер тихо клѐн качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клѐн. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Игра «С какого дерева листок»

П/ И. «Ветер и листочки»

    Практические задания для воспитателей.

Для внедрения терренкура в практическую работу каждого педагога рекмендуется провести следующие мероприятия:

    разработать перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с учетом использования терренкура в режиме дня;

    на основе территории ДОУ разработать маршрут для своей возрастной группы;

    подготовить консультации для педагогов и родителей по данному вопросу.

Список используемой литературы.

    http://enc-dic.com/efremova/Terrenkur-108095.html

    Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг.

    Чепракова Н. В. Терренкур - маршрут оздоровления. Из опыта работы. Инновационные формы оздоровления детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 67-70.

Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.

Маршрут должен включать в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.

Структура пеших прогулок:

Сбор и движение до следующей остановки терренкура;

Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;

Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;

Самостоятельная деятельность детей;

Сбор дошкольников и возвращение в группу.

Каждая «станция» может иметь свое название

«Метео-лаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха.

Переходя в терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.

В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.

Познавательные беседы

Наблюдения за насекомыми, птицами, растениями

Сбор природного материала

Знакомые детям подвижные и дидактические игры

Игры на внимание

Спортивные игры

Комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей

«Дом Самоделкина». «Музыкальная стена»

Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.

Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д.

Летом – лабиринт на асфальте, осенью - лабиринт из сухих листьев, зимой – снежный лабиринт.

Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты.

Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», «Теремок», «домик Бабы-яги».

Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д.

«Повторяем счёт» для старших дошкольников.

Зона игр на асфальте: Трафареты (рисование мукой)

Паркур – это молодёжный уличный вид спорта , основным элементом которого является эффектное и быстрое преодоление препятствий в городской среде, без каких-либо вспомогательных приспособлений. Человеческой природе свойственна жажда исследования и потребность поиска новых путей, это стремление проявляется уже у маленьких детей. В детстве каждый из нас сам того не подозревая, занимался паркуром (лазанье по деревьям, пожарным лестницам и прочее).

Цель паркура

Полоса препятствий – одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать задачи, искать выход в трудных ситуациях.

Варианты полос препятствий

1. Упражнения в равновесии - ходьба по широкой (узкой) опоре (гимнастическая скамейка), с различным положением рук.

2. Лазание вверх–вниз по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами.

3. Переползание по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях и в упоре присев.

4. Упражнения с элементами скалолазания.

«Паутина»


б) 2 деревянные стойки.

2. Развиваем навыки: лазанья, координации движений рук, ног, корпуса, ловкости.

«Пеньки»

1. Изготавливается из спилов дерева одного или нескольких диаметров и высоты пеньков.

2. Развивает равновесие – необходимый компонент любых движений. Точность движений, координацию, тонус мышц ног. Использование требует от детей сосредоточенности, внимание, волевые усилия.

Полоса препятствий для детей может быть оборудована препятствиями (элементами) в различных их сочетаниях на дистанции и состоять из 6-10 элементов (препятствий). В зависимости от размеров спортивного зала или площадки на открытом воздухе (на гимнастическо-спортивных городках), оборудуется стационарная или, как правило, трансформируемая полоса препятствий.

Проблемная насыщенность;

Открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;

Необыденность;

Четкая оформленность предметных источников развития;

Многофункциональность;

Приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение терренкуров и паркуров с детьми на территории ДОУ.

Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.

Маршрут должен включать в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.

Структура пеших прогулок:

  • сбор и движение до следующей остановки терренкура;
  • остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
  • комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • сбор дошкольников и возвращение в группу.

Маршрут разбивается на несколько «станций» или домов

Каждая «станция» может иметь свое название

«Метео-лаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха.

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.

В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.

  • познавательные беседы
  • наблюдения за насекомыми, птицами, растениями
  • сбор природного материала
  • знакомые детям подвижные и дидактические игры
  • игры на внимание
  • спортивные игры
  • комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей

«Дом Самоделкина». «Музыкальная стена»

  • Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.
  • Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д.

Летом – лабиринт на асфальте, осенью - лабиринт из сухих листьев, зимой – снежный лабиринт.

  • Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты.
  • Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», «Теремок», «домик Бабы-яги».

Зимой, - это могут быть снежные скульптуры и арт-объекты.

  • Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Развлекательно-познавательные маршруты на территории ДОУ

  • Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д.
  • «Повторяем счёт» для старших дошкольников.

Зона игр на асфальте: Трафареты (рисование мукой)

Организация и проведение паркуров

Паркур – это молодёжный уличный вид спорта, основным элементом которого является эффектное и быстрое преодоление препятствий в городской среде, без каких-либо вспомогательных приспособлений. Человеческой природе свойственна жажда исследования и потребность поиска новых путей, это стремление проявляется уже у маленьких детей. В детстве каждый из нас сам того не подозревая, занимался паркуром (лазанье по деревьям, пожарным лестницам и прочее).

Цель паркура - быстро и красиво без вспомогательных средств перемещаться на местности кратчайшим путём. В экипировку трейсера (бегуна, так называется последователь паркура) входит только пара хорошей спортивной обуви. Как и любой другой вид спорта паркур требует хорошей физической подготовки. Важными моментами в тренировках также являются дисциплина, концентрация, способность реально оценить свои силы и самоконтроль.

  • Полоса препятствий – одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать задачи, искать выход в трудных ситуациях.

Варианты полос препятствий

1. Упражнения в равновесии - ходьба по широкой (узкой) опоре (гимнастическая скамейка), с различным положением рук.

2. Лазание вверх–вниз по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами.

3. Переползание по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях и в упоре присев.

4. Упражнения с элементами скалолазания.

«Паутина»

1.Изготавливается из: а)шляпной резинки (круглой)- 5 метров
б) 2 деревянные стойки.

2. Развиваем навыки: лазанья, координации движений рук, ног, корпуса, ловкости.

«Пеньки»

1. Изготавливается из спилов дерева одного или нескольких диаметров и высоты пеньков.

2. Развивает равновесие – необходимый компонент любых движений. Точность движений, координацию, тонус мышц ног. Использование требует от детей сосредоточенности, внимание, волевые усилия.

Полоса препятствий для детей может быть оборудована препятствиями (элементами) в различных их сочетаниях на дистанции и состоять из 6-10 элементов (препятствий). В зависимости от размеров спортивного зала или площадки на открытом воздухе (на гимнастическо-спортивных городках), оборудуется стационарная или, как правило, трансформируемая полоса препятствий.

Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ с учетом требований ФГОС:

  • проблемная насыщенность;
  • открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;
  • необыденность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Колобок» г. Ртищево Саратовской области»

Выступление

на методическом объединении

Для воспитателей

По теме:

«Образовательный терренкур в ДОУ»

Подготовил: старший воспитатель

Хамленко Е.Н.

Работая в детском саду мы уделяем особое внимание созданию развивающей предметно-пространственной среде, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада. При этом предметно-пространственная среда на участках ДОУ должна быть направлена не только на обеспечение двигательной активности детей на свежем воздухе, но и на игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех обучающихся, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально-творческому и социально-личностному развитию.

Одним из способов создания такого единого образовательного пространства развития ребенка, включая территорию ДОУ , могут стать образовательные терренкуры разной сложности , в зависимости от возраста и интересов детей.

В переводе Терренкур (нем. terrain - местность, участок, территория, kur - лечение)

Образовательный терренкур – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп, которые способствуют оздоровлению организма детей, повышают двигательную, познавательную, творческую активность каждого ребёнка.

Существуют несколько вариантов терренкуров:

Спортивная площадка;

Игры на асфальты;

Специально созданные центры;

Тропа здоровья, экологическая тропа;

Объекты за пределами детского сада.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма обучающихся, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

Организуются терренкуры только на прогулке, т.к. они решают ряд важнейших образовательных задач:

Задачами образовательного терренкура являются (слайд)

Упражнение детей в основных движениях;

Развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;

Развивать наблюдательность, любознательности, познавательную активность;

Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы.

Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы;

Формировать эстетическое восприятие дошкольников.

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.

Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном поборе материал а, дети в игровой форме получают:

Реалистические знания

Закрепляют определённые навыки и умения

Проявляют творчество и фантазию

Удовлетворяют двигательную активность

Взаимодействуют с окружающим миром

Развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, движения.

Поэтому педагоги должны творчески подходить к оформлению участков, тогда среда сама будет побуждать детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Проходя по маршруту терренкура от одного Центра дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, беседы, исследования.

Каждый такой терренкур может быть:
* итогом недели , реализации какого-то либо проекта, либо закрепление определённой темы в процессе интеграции НОД;
* знакомство с предметами, явлениями, событиями и фактами;
* закрепление полученных знаний в процессе реализации темы или проекта

Для достижения успеха в образовательном терренкуре необходимо :

Вызвать интерес у детей, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

Предложить детям доступный материал (с соотношением известного и неизвестного);

Дозировать степень активности взрослого (средний возраст: взрослый- непосредственный участник, старший дошкольный возраст взрослый – советчик, партнёр);

Создание творческой обстановки;

С вниманием и уважением относится ко всем мыслям и гипотезам детей.

В ходе терренкура возможна интеграция различных образовательных областей. (слайд)

Перед проведением терренкура детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОУ есть баннер, где обозначены центры познавательно-исследовательской деятельности, зоны отдыха, спортивные сооружения, то к составлению маршрута возможно привлекать самих дошкольников. С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них. Некоторые центры могут быть временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом, с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д.
Содержание терренкура может зависеть от выбранной тематики, времени года, погоды,(слайд)

Образовательный терренкур имеет свои этапы . (слайд)

1 этап --подготовка

2 этап--проведение

3 этап-подведение итогов

Одевание по сезону.
Обращение к детям, рассказ о предстоящей деятельности.
Подготовка атрибутов и снаряжения

Сбор и прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута;
- Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
- Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Сбор и возвращение в группу.

Составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)

Условно маршрут можно представить так: (слайд)

Маршрут N ……
Приоритетное направление:…………….
Цель маршрута……………………….
Длительность…………………………………