Все о тюнинге авто

Татарская свадьба: традиции и правила. Национальный татарский свадебный наряд невесты Татарская свадьба обычаи традиции

Татары - второй по численности народ в Российской федерации, поэтому татарская свадьба - это не редкость. Сайт Свадебка.ws раскроет все тайны и особенности этого торжества.


Венчание по-татарски и другие обычаи

У каждого народа в мире есть свой особый порядок проведения бракосочетания. И практически везде встречается такой обряд, как сватовство.

Сватовство

Начинается все с предложения жениха и смотрин невесты. Если обе стороны согласны, то перед тем, как провести выкуп невесты , татарские обычаи подразумевают назначение размера калыма, который выплачивается или в день свадьбы или раньше. Это могут быть не только деньги, но и посуда, золотые украшения, постельное белье, шубы. После того, как калым назначен, должна пройти помолвка. Ее проводят в день переговоров, если молодожены хорошо знакомы.


Как проходит венчание у татар

Венчание у татар - обряд под названием Никах. Проводит его мулла - мусульманский священник - в мечети или дома у невесты. При этом, кроме молодых, присутствуют только свидетели и отец жениха. После Никаха проводят обряд освещения брачного ложа. Каждый гость касается кровати и кладет монетки в подготовленное блюдце.


Свадебный праздник - Туй

После того, как все традиции официальной части татарской свадьбы соблюдены, начинается пир на весь мир, на который приглашают большое количество гостей. Торжество проходит четыре дня в доме новобрачной, затем она переезжает к своему мужу. Процесс переезда имеет особое значение. Для того чтобы между невесткой и родителями жениха были хорошие отношения, по приезду ей под ноги кладут шубу или подушку, а также угощают хлебом и медом. Остальные родственники предлагают окунуть руки девушки в муку, для достатка, затем дарят живность. Гулянье продолжается. Праздничное застолье не обходится без запеченного гуся. Этим же блюдом балуют гостей и на старорусской свадьбе . Также подают гульбадию - традиционный закрытый пирог с начинкой, который гости выкупают. В конце вечера по татарским традициям и обычаям выносят чак-чак - национальный свадебный торт.

Но все это было раньше, теперь же организация татарских свадеб, а также их проведение, может выглядеть иначе. Родители жениха не ходят на смотрины, а просто знакомятся с родителями невесты. Молодые сами организовывают помолвку и выбирают дату бракосочетания. Родители обсуждают финансовые вопросы: кто и за что платит. Проводят торжество чаще всего в ресторане. А вот что осталось неизменным - это Никах - его нельзя исключить из сценария татарской свадьбы. Кстати, по своим обрядам свадьба татар очень схожа со свадьбой казахов , об этом читайте на нашем сайте.



Традиции и обычаи, которые заложены в татарской свадьбе, создают особую культуру. И как у любой культуры, у татар есть свои национальные одеяния. Им характерны яркие цвета, присутствие бархата и орнаменты, по большей части золотого цвета. Не стали исключением и подвенечные платья.


Национальные свадебные костюмы

Традиции татарской свадьбы - это еще и наряд невесты. Он, как достояние культуры народа, отражает его самобытность и аутентичность. Чаще яркого цвета, например, изумрудного или красного. Юбка в пол расшитая золотыми нитками - главный элемент образа. Рукава длинные, прямые или расклешенные. Декольте закрыто воротником-стойкой.

Татарский свадебный наряд включает в себя интересный головной убор, под названием феска, позаимствованный у турецкого народа в начале ХХ годов. Фата крепится к феске таким образом, чтобы можно было ее переложить вперед и закрыть лицо.

Одним из составляющих выкупа невесты, т.е. калыма, на татарской свадьбе могут быть ажурные ичиги (сапоги) и чувяки (балетки) из натуральной цветной кожи вышитые золотистыми орнаментами и узорами - они являются национальной обувью и входят в состав подвенечного платья.


Современные татарские свадебные платья

Современные наряды несколько отличаются от народных. В большинстве своем они белого цвета. Что касается кроя, то преимущественно это А-силуэт - юбки стали более пышными. Изменился и состав тканей: бархат не используют, а добавление синтетических волокон в натуральные материалы делает платья практичными. Используют следующие ткани:

  • парчу,
  • жаккард,
  • плотный атлас,
  • дюпон.

Головной убор феску надевают все реже, ее заменяют хиджабом или просто пышной фатой, желая показать прическу. Из обуви девушки предпочитают туфли на невысоком каблуке.

Если раньше невеста и думать не могла о наряде с открытыми руками, то сейчас такое наблюдается все чаще. Нравственные изменения позволили девушкам оголить небольшую часть тела, привнеся этим долю женственности и притягательности в образ.

А вот что осталось в свадебных платьях неизменным, так это татарская вышивка: золотистые орнаменты украшают подол юбки, рукава, хиджаб или фату, что придает образу новобрачной неповторимости.

Стоит заметить, что татарским невестам очень повезло, ведь они сами себе выбирают наряд. А к особенностям турецкой свадьбы относится то, что платье возлюбленной выбирает жених.



Татарская свадьба - это пышное, богатое обрядами торжество. Портал сайт раскрыл тайны бракосочетания этого мусульманского народа, который свято чтит свои традиции.

    9852 просмотра

    В данной статье читатели могут узнать, какие подразумевает татарская свадьба обычаи, традиции и обряды. Несмотря на то, что традиции татарской свадьбы во многом схожи с русской, не следует забывать, что татары – мусульманский народ. Религия наложила отпечаток на обряды татарской свадьбы , добавив её красоты таинственности. До наших дней сохранился обычай сватовства. Семья жениха делает предложение родителям невесты, иногда с помощью свахи. Затем следует помолвка.

    Чтим древние исламские традиции

    Если ввести в интернет-поисковике запрос «татарская свадьба обычаи », в одной из первых строк вы сможете найти обряд никах. Он чем-то схож с нашим православным венчанием: жених и невеста предстают перед муллой, который даёт им духовные и практические наставления. До прохождения этого обряда жених не имеет права оставаться с невестой наедине.

    После совершения никаха молодые и гости шли в брачный домик, где совершался обряд освещения брачной постели. Каждый из гостей должен был коснуться перины и бросить несколько монет в приготовленное блюдце. После ухода гостей в домике оставалась невеста и одна из её пожилых родственниц, которая учила девушку, как нужно принимать жениха.

    Татарский выкуп невесты

    Другая традиция татарской свадьбы – выкуп невесты. В отличие от символичного русского – самый настоящий, по-татарски называемый «калым». Но основным празднеством свадьбы, конечно, является банкет, на который приглашают огромное число гостей. Хозяин дома знакомит гостей другу с другом, после чего они сообща выбирают тамаду – самого остроумного и весёлого человека. Правда современная татарская свадьба все чаще предусматривает приглашение профессионального тамады со стороны.

    Главное блюдо свадебного банкета – сладкое украшение «чак-чак» — хрустящий торт, украшенный конфетами монпансье. Из горячих блюд популярен запеченных гусь с пловом или жареным мясом.

    После окончания свадебных гуляний подружки невесты устраивали шуточные испытания для жениха, пройдя которые, он оказывался у дверей брачных покоев. Только после завершения свадебного гуляния жених получал право посетить невесту в её комнате.

    После застолья гости идут в баню. В это время готовят «зятьёвы блины». Когда зять ест их, он должен незаметно подложить монетку под блюду – на удачу. Выходя из бани, жених одевал новую одежду, сшитую невестой, и дарил ей дорогие подарки.

    После полудня совершали обряд ласкания. Невеста садилась в угол спиной к гостям и пела грустные песни о покорности судьбе. Родственники и гости подходили, чтобы погладить её по спине, сказать слова утешения и наставления или что-то подарить.

    В доме невесты жених гостит четыре дня, совершая различные подношения её родственникам. Она, в свою очередь, дарит ему рукодельные подарки. В древности молодой мог посещать жену раз в неделю, пока не заплатит весь выкуп.

    Действия невесты после выкупа

    После окончания выплаты жена, наконец, может переехать в дом мужа, где свадебные застолья продолжаются. Теперь на него приглашают пожилых соседей, устраивая обряд «показа невесты». В этот день жених присылает невесте повозку, запряжённую нарядно украшенными лошадьми. В повозку складывают приданное невесты и усаживают молодую жену. В других повозках за ней отправляются её родственники. По традиции, когда невеста первый раз входит в мужний дом, ей под ноги подстилают вывернутую наизнанку шубу, угощают её свежим хлебом и мёдом и дарят какую-нибудь живность. Встречают невесту у дома не только родственники, но и односельчане. Затем начинается церемония украшения дома рукодельными работами из её приданного. Кроме того, невеста освящала углы и фундамент своего нового дома: считалось, что после этого она будет хорошо ладить с мужем и его родственниками.

    Татары - один из немногих народов, которые тщательно охраняют и соблюдают традиции и обычаи. Несмотря на то, что ассимиляция народов проходит уже очень давно, самобытность и многие каноны важнейших событий в жизни остаются прежними, так выражается самобытность и устойчивость татар как народа и нации. Татарская свадьба - очень длинный и строго регламентированный обряд. Он во многом отличается от привычных русских и европейских свадеб.

    Традиционная татарская свадьба

    Весь обряд состоит из нескольких обязательных этапов и продолжается несколько дней, строгого регламента тут нет, время ограничено только финансовыми возможностями родителей жениха и невесты.

    1. Подготовительная часть свадьбы;
    2. Регистрация в ЗАГС;
    3. Обряд Никах;
    4. Свадьба у родителей невесты;
    5. Переезд в дом к мужу;
    6. Свадьба у жениха.

    Подготовительная часть свадьбы

    В подготовительную часть свадьбы входит сватовство (молодожены тут не участвуют, всем занимаются родители) - на этом этапе выясняют родственные связи молодых до седьмого колена, и если они не родственники, то свадьба становится возможной. Затем договариваются о калыме, в денежном или ином выражении, сроках и способах его передачи. Калым - это очень важный момент, жених охватывает подарками всех родных невесты, ее саму и, конечно, ее родителей. Невеста в это время подготавливает приданое - это ковры, полотенца, наряды и украшения для мужа и себя.

    Смотрины невесты

    Невестины смотрины проходят в процессе сватовства, родные жениха оценивают, с каким рвением невеста ухаживает за гостями, и, какой имеет характер, определяется это по тому, как она наливает чай.

    На смотринах невесту официально спрашивают о согласии выйти замуж, причем спрашивают не родители, а мулла. Его приглашают специально для засвидетельствования согласия и договора о калыме.

    После переговоров мулла объявляет всем о том, что будущая новобрачная скоро выходит замуж - это называют помолвкой. После нее совещания заканчиваются, и разворачивается полномасштабная подготовка к свадьбе и застолью.

    Регистрация брака

    В назначенный день происходит регистрация сначала в светском ЗАГСе, потом совершается обряд «никах». Его проводит мулла в мечети или в родительском доме невесты. Обряд начинают с молитвы, причем жених и невеста молятся стоя, при свидетелях молодых спрашивают о согласии на брак, причем невесту спрашивают трижды, два раза она должна промолчать, а на третий согласиться. Затем молодожены дают брачный обет, а мулла провозглашает их законными мужем и женой. Мулла спрашивает, какой подарок хотела бы жена от новоиспеченного мужа на свадьбу (попросить можно все что угодно, от колечка до постройки дома) и назначает срок для исполнения желания. Следом читается молитва, мулле дарят подарки и поздравляют молодоженов.

    Празднование свадьбы

    После этого не менее двух дней празднуется свадьба в доме родителей невесты, за это время жених должен передать калым родителям невесты, если еще не сделал этого ранее. Только после передачи калыма невеста переезжает в дом жениха.

    Встречают невесту в доме у жениха хлебом и медом, она должна съесть кусочек, чтобы были хорошими отношения с женской половиной семьи, мужская половина стелет ей под ноги шубу мехом наружу или кладет подушку в знак теплого приема. Невеста окунает руки в муку для привлечения достатка в семью и принимает подарки в виде различных животных. На этом обычаи почти заканчиваются, и начинается пир в доме жениха. Тамада развлекает гостей и следит чтобы молодожены были одарены, когда подаются: губадия, очпочмаки, беляши, гусь в костюмчике (его готовят родственники жениха), и традиционный чак-чак (сладкое готовит в основном сторона невесты).



    Крымско-татарская свадьба

    Это празднество отличается размахом. Далеко не все гости знают друг друга, а может даже и невесту с женихом в лицо. Никогда неизвестно, сколько все-таки будет гостей, поэтому банкет проводится минимум на 200 человек. Эта свадьба - очень большой праздник, она служит поводом увидеться, познакомиться и пообщаться для многочисленных семей крымских татар. Если нет возможности арендовать ресторан или кафе, то свадьбу проводят в шатрах, построенных на улице, так как это делали предки.

    Из особых традиций до сих пор сохраняется обряд, когда отец повязывает на талии дочери платок (знак отличной хозяйки), а отец жениха снимает его пир переезде невесты в дом жениха (принимает в дом невестку, доверяет помогать по хозяйству).

    Мать жениха встречает невестку медом и хлебом, а невестка приносит свое приданое и развешивает полотенца с ручной вышивкой, раскладывает коврики. Каждая из этих процедур несет мирные добрые отношения в семью, символизирует достаток и плодовитость.



    Русско-татарская свадьба

    Русско-татарская свадьба обычно проходит как смешение традиций и профессиональный тамада должен умело избегать сложных ситуаций. Все подводные камни лучше обсудить заранее и тогда удастся совместить любые обычаи. Самыми спорными являются два момента: религия и алкоголь.

    На русской свадьбе молодоженов встречает мать невесты с иконой в руках. А по татарским обычаям мать жениха должна выкупить Коран, который привезет маленький ребенок, приехавший вместе с четой новобрачных. Эти два обряда можно разделить и провести один в доме невесты, второй в доме жениха.

    Хотя у обеих наций свадьба - это пир горой, алкоголь так просто не разделишь, поэтому тут придется серьезно договариваться о наличии или отсутствии его на празднике не только с молодоженами, но и с гостями.

    В интернете и в этой статье можно посмотреть несколько видео о традиционных и современных татарских свадьбах, своими глазами увидеть проведение обрядов и соблюдение традиций.





    Желание сыграть свадьбу, соблюдая обряды и традиции своего народа, наполнит важное событие в жизни влюбленной пары ярким колоритом и этнической самобытностью.

    Для мусульманской молодой семьи совершить церемонию бракосочетания следуя неписаным законам предков, прикоснувшись всем сердцем к богатому культурному наследию, считается отличным началом совместной жизни. Татарская свадьба – поразительное по красоте и уникальному национальному исполнению свадебное торжество. Организовывая праздник в таком ключе, молодая пара объявляет всем о крепости их брачного союза.

    Практически у всех народностей существует такой ритуал, как сватовство. В татарских семьях также принято сначала сговариваться между собой, а уж потом основательно готовиться к свадьбе. Делегация от жениха в составе двух человек – свата (яучы) и старшего родственника – отправляется к родителям невесты, чтобы в присутствии муллы получить согласие на бракосочетание молодой пары.

    Причем будущих супругов на важное мероприятие не приглашают. Процедура сватовства, как правило, состоит из трех моментов:

    1. Смотрины нареченной невесты.
    2. Рассказ сватов о женихе.
    3. Совещание сторон.

    При благополучном завершении первых двух этапов сватовства к переговорам подключаются родители молодого человека.

    Здесь начинают решаться вопросы, касающиеся материальных и не только сторон планируемого события:


    • размер и состав калыма от жениха;
    • объем приданого невесты;
    • местожительство молодоженов после свадьбы;
    • дата и время проведения торжества;
    • количество гостей.

    Назначенный выкуп, согласно традициям, выплачивается полностью накануне или непосредственно в день бракосочетания . Калым может состоять из украшений из золота или серебра, одежды, постельного белья, меховых изделий, дорогих ковров, а также конкретной суммы денег. После сговора невесту принято называть не иначе как ярашылган кыз, что в переводе с татарского означает «сосватанная девушка».

    В конечном итоге, решив все необходимые вопросы, связанные с организацией праздника, родственники оглашают дату помолвки.

    Подготовка к свадьбе

    Приготовления к свадьбе жениха и невесты длятся где-то в течение месяца. За это время жених должен приготовить калым в полном объеме, купить подарки для невесты и её родичей, необходимую утварь для дома. Девушка также занимается окончательной подготовкой приданого – шьет нижнее белье, платья. Обязательно готовит в подарок жениху вышитую парадную одежду – рубашку, штаны, носки и т.п.

    По татарским обычаям, свадебное торжество проходит в несколько этапов:


    1. Венчание молодой пары, по-татарски – Никах. Проходить эта церемония может как дома у невесты, так и в мечети. Проводит ее мусульманский священник – мулла в присутствии отца жениха и свидетелей новобрачных. Духовное лицо читает Коран, произносит соответствующую торжественному случаю молитву, по окончании которой брак считается зарегистрированным. Муфтий напутствует молодых супругов добрыми пожеланиями хранить семейный очаг в благости и мире. Молодая пара или свидетели от них дают священные обеты.
    2. Официальная регистрация брачного союза в органах ЗАГС.
    3. Туй – многодневный свадебный праздник. Вначале его организуют в жилище невесты, затем мероприятие переносится к жениху. В настоящее время дозволяется отмечать свадебное торжество в ресторанах, заказывая банкетный зал сразу на несколько дней.

    В случае давнего знакомства молодоженов, если родители не против их союза, разрешается проводить помолвку сразу после сватовства, то есть в один день.

    По этому поводу накрывают в доме невесты праздничный стол, за которым и решают все насущные вопросы по организации свадебного мероприятия. Будущие родственники обязательно одариваются презентами.

    Проведение торжества

    Гулять на татарской свадьбе по традиции принято по нескольку дней. Месяцем, на который приходится самое большое количество бракосочетаний, признан ноябрь, когда завершаются все сельскохозяйственные работы и наступает время отдыха от трудов праведных.


    А так как татары – мусульманская нация, то и процесс празднования свадьбы таит в себе несколько особенностей. Конечно, в настоящее время невозможно провести мероприятие, соблюдая в точности все обычаи, присущие татарской свадьбе прошлого столетия.

    Но добавить национального колорита в столь важную церемонию, как организация и проведение праздничного торжества, стоит обязательно. Украшают помещение для проведения торжества в зависимости от пожеланий, вкусовых пристрастий и религиозных предпочтений супругов. Не возбраняется использование стандартных наборов для декорирования свадебного зала – воздушных шариков, растяжек, пышных гирлянд из цветов и т.п.

    Феерично и празднично выглядит помещение, оформленное в национальном стиле: скатерти с татарскими узорами, предметы сервировки, маленькие подушечки-думочки для гостей в красно-золотых тонах и т.д.

    Особо верующие пары предпочитают, чтобы банкетный зал был украшен с обязательными элементами духовных наставлений и напутствий в счастливую семейную жизнь из священного Корана.


    Время диктует свои правила, и музыкальное сопровождение праздника также может быть теперь совершенно иным, нежели прежде. Наравне с национальными песнями на торжестве вполне закономерно и присутствие современных музыкальных композиций в исполнении отечественных и зарубежных артистов.

    Характерной чертой свадебного наряда невесты-татарки является закрытость всего тела по максимуму. Вместо фаты голову девушки покрывают красивым платком, полностью пряча её волосы. Ведь новобрачная отождествляется с непорочностью, смирением и добродетелью, а у мусульман особенно строго следят за нравственным поведением будущей супруги.

    Примеры праздничной одежды новобрачной можно увидеть на фото, сделанных на мусульманских свадьбах.

    Жениху предоставлена полная свобода в выборе праздничной одежды: это может быть костюм в европейском или национальном стиле. Главное, чтобы обязательно на голове присутствовала тюбетейка.

    В основе успешного проведения татарской свадьбы лежит правильно подобранный сценарий. Следует заранее договориться с тамадой о включении веселых, интересных конкурсов и развлечений для многочисленных гостей торжества.

    Не стоит пренебрегать свадебными обычаями и ритуалами – их присутствие в программе праздника поможет акцентировать внимание на семейных ценностях и традициях татарского народа. Ещё одной характерной особенность татарской свадьбы является то, что родители невесты забирают её избранника из его дома и доставляют к суженой.

    Новобрачные встречаются в так называемом доме жениха — кияу эйе.

    Если раньше приходилось строить отдельный домик к такому случаю, то теперь разрешается снять номер в отеле или арендовать квартиру.


    В этом помещении молодые проведут свою первую брачную ночь после свадьбы. По завершении всех вышеперечисленных мероприятий новоявленные супруги в сопровождении друзей и родственников отправляются в ресторан, где их ждет свадебный банкет.

    На нем принято часто произносить в честь молодых такие тосты на татарском языке, как «Котлы булсын!» и «Озын гомер!», что означает «Да прибудет счастье в вашем доме!» и «Долгой совместной жизни!», а также зачитывать стихи.

    В конце праздничного вечера молодые покидают гостей, чтобы провести совместную первую ночь в кияу эйе.

    После свадьбы

    Супруги по татарской старинной традиции обязаны сходить в баню. После её посещения молодых потчуют блинами и сладкими оладьями. Празднование длится несколько дней, затем новобрачные переезжают, к жениху и пир продолжается уже там.


    Переезд жены в дом мужа – особенный для татар свадебный обряд входа новобрачной в новое жилище. Молодой супруге этот обычай помогает продемонстрировать свои лучшие стороны, как замечательной хозяйки, завести теплые отношения с родителями мужа. Для старшего поколения – отличная возможность отнестись добросердечно и по-отечески невестке, а также ещё раз поздравить супругов.

    Происходит обряд следующим образом. По прибытии в дом мужа под ноги молодой супруге в знак особого уважения мужчины кладут подушку или шкурку животного. Свекровь и старшие сестры по линии мужа угощают новую родственницу хлебом с медом, устанавливая тем самым теплые отношения.

    Чтобы привлечь изобилие и достаток в семью, молодая хозяйка погружает в миску с мукой свои ладони.

    Обязательно молодая жена проводит свадебный ритуал освящения нового жилища – ей киендеру. Он состоит в украшении помещения красивыми шторами, скатертями, домоткаными половичками – так новобрачная демонстрирует своё приданное и осваивается в жилище супруга.

    В этом видео представлена современная татарская свадьба:

    Ещё одно испытание на хозяйственность ждет невестку во время обряда. Её просят сходить за водой, и если она сможет донести и не расплескать её, то заслужит уважение со стороны новых родственников.

    Обменявшись подарками, супруги приглашают всех за праздничный стол.

    Провести свадьбу по всем правилам татарского наследия, возможно, и не получится в реалиях современного времени. Но ни в коем случае нельзя пренебрегать священным Никах – благочестие ритуала является крепким фундаментом для любой молодой пары. Истинная любовь, взаимное уважение друг к другу и доверие – залог прочных семейных уз, скрепленных священными обетами. А как Вам такой стиль проведения свадебного торжества?

    Всякому бракосочетанию предшествовал сговор, в котором со стороны жениха участвовал яучы (сват) и кто-либо из старших родственников. Если родители невесты давали согласие на брак, в ходе сговора решались вопросы о размерах калыма, о приданом невесты, о времени проведения свадьбы, количестве приглашенных гостей. После заключения "брачного договора" невесту называли ярашылган кыз - сосватанная девушка. В течение 3-5 недель стороны готовились к свадьбе. Жених собирал калым, покупал подарки невесте, ее родителям и родственникам, подушки, перины и прочий скарб. Невеста завершала подготовку приданого, собирать которое начинала с 12-14 лет. Его составляли самотканые платья, нижнее белье, а также подарочная одежда для жениха: вышитые рубахи, штаны, шерстяные носки и т.п. Родственники обеих сторон были заняты организацией предстоящей свадьбы.

    Ритуал бракосочетания и первый свадебный пир происходил в доме невесты. Гости, близкие родственники жениха и невесты собирались к полудню. Жених в это время находился в доме своих родителей, а невеста в окружении подруг проводила день в так называемом доме новобрачных (кияу эйе - досл. дом жениха), которым служил либо летний домик, либо дом ближайших родственников. Девушки гадали, пытаясь выяснить судьбу невесты в замужестве. Этот вопрос занимал больше всего, ведь иногда невеста в первый раз встречалась с суженым лишь в брачную ночь.

    В свадебном собрании (туй) мулла совершал ритуал бракосочетания, открывавшийся соответствующей случаю молитвой. После прочтения муллой брачной молитвы брак считался заключенным.

    В это время невеста провожала подруг и сестер, после чего совершался обряд урын котлау - освящение постели новобрачных. Гости со стороны невесты приходили в кияу эйе, каждый из них должен был потрогать перину руками или присесть на край постели. Некоторые в шутку даже ложились. Гости оставляли по нескольку монет в специально приготовленном для этого блюдце. После ухода гостей невеста оставалась в доме с одной из пожилых женщин или старушкой, которая учила ее, как принять жениха.

    К вечеру жених, нарядно одетый, в сопровождении дружек (кияу жегетлэре) отправлялся к месту бракосочетания. Жениха и его сопровождение встречали рядом ритуалов, многие из которых носили характер розыгрышей. Сторона невесты экзаменовала жениха на скромность, остроту мышления и другие качества. После обрядового угощения жениха гости провожали его к невесте. Чтобы попасть к ней в дом, он выплачивал выкуп (кияу акчасы).

    татарская свадьба, никах

    На следующее утро новобрачных приглашали в баню (туй мунчасы). После молодых в баню приглашали родителей жениха. Посещение бани сразу после новобрачных считалось очень почетным. Немногим позже приходили товарищи жениха справиться о здоровье молодых (хэл белергэ). Гостей приглашали в дом и угощали обедом. После полудня совершается обряд - арка сею (досл. ласкание по спине). В избу, где пировали женщины, приглашали невесту. Ее усаживали на колени лицом в угол. Девушка выражала покорность судьбе лирической песней. Некоторые из песен невест были настолько трогательными, что вызывали слезы присутствующих. Мать жениха (кодагый), ее сестры (кодагыйлар), старшая сестра жениха (олы кодагый) поочередно подходили к невесте и поглаживали ее по спине, говорили ласковые слова или наставляли, как вести себя с мужем. После этого кодагыйлар (сватьи) дарили невесте подарки или деньги.

    мечеть, никах

    К вечеру гости разъезжались по домам. При этом члены породнившихся семей (кодалар) обменивались подарками. Родственницы невесты дарили гостям платки и другие мелкие предметы, в ответ на это последние отдаривались деньгами.

    После этого (первого) этапа свадьбы жених оставался с невестой, но по истечении недели возвращался в свой дом. Молодая жена продолжала жить со своими родными. Муж навещал ее каждую ночь. Это называлось кияулэп йэрергэ (жениховать). Так проходило время от полугода до 2-х лет. За это время молодой муж иногда отстраивал новый дом для своей семьи, но порой указанное время необходимо было для выплаты полного размера калыма, так как не всякий жених мог сделать это до свадьбы. Случалось, к моменту переезда молодой в дом к мужу у нее уже были дети.

    татарская свадьба

    Второй свадебный пир (калын, калын туй) начинался переездом молодой. В назначенный час жених отправлял за невестой повозку с лошадьми, украшенную колокольцами и лентами. В повозку красиво укладывали приданое, сюда же усаживались молодая жена и подростки, младшие братья или дети родственников. В другие повозки, также украшенные лентами, рассаживались родители молодой, затем сваты и сватьи, и кортеж отправлялся в путь. В доме кияу (здесь - мужа) его родители и родственники встречали гостей. Старшая сестра (олы кодагый) и мать молодого держали в руках свежеиспеченный каравай хлеба и чашку меда. Кто-то из мужчин подводил к повозке теленка - символ благосостояния. На землю клали подушку. Невестка спускалась с повозки, опираясь на теленка, и вставала на подушку. Затем она отламывала руками кусочек от каравая и, обмакнув его в мед, съедала. Иногда девушку кормила медом с ложечки мать мужа. Данная традиция служила выражением добросердечия к невестке и пожелания благополучной жизни молодой семьи.

    Затем молодая совершала ритуал освящения жилища, окропив углы и фундамент своего нового дома. Предполагалось, что она после этого лучше уживется с новыми родителями и быстрее освоится в доме. Затем молодую жену отправляли с коромыслом по воду (су юлы) на ближайший родник или реку. При этом следили, много ли прольется воды из ведер: чем меньше - тем больше уважения к невестке. Если воды проливалось много, говорили, что невестка неаккуратна, нерадива.

    На свадебном пиру молодые прислуживали гостям: кияу (муж, зять) - мужчинам, а килен (невестка) - женщинам.

    ТАТАРСКАЯ СВАДЬБА - ТУЙ

    Современная татарская свадьба, конечно, изменилась по сравнению с той, которую можно было увидеть лет эдак сто назад. Жаль, что традиции забываются, ведь именно свадьба наиболее полно выражает эстетику и миропонимание этноса. И потому по-настоящему приятным открытием явилась для меня информация о том, что в далекой татарской деревне Кызыл-Ялан, что в Чистопольском районе, свадьба еще справляется по старинным обычаям. Захотелось увидеть ее собственными глазами.

    Время свадеб у татар - ноябрь. Это напрямую связано с окончанием сельскохозяйственных работ. Погода в последний осенний месяц в Среднем Поволжье, конечно, не радует, ну да что делать!

    Самое популярное пожелание молодоженам переводится примерно так: "Живите красиво и скачите на коне счастья!" В этих словах - любовь к лошади, которая у татар в крови. А вообще татарская свадьба во многих деталях схожа с русской. Но далеко не во всех. Все-таки татары - мусульманский народ (за исключением незначительного числа крещеных татар), и это, несомненно, отражается на странном, а иногда и таинственном колорите татарской свадьбы.

    "Странность" проявляет себя сразу. Если у славян жених сам приезжает за невестой, то у татар сначала родственники невесты едут домой к жениху - "забирать" его. И лишь потом, как бы уговорив парня, они отвозят его к будущей жене. Но не к ней домой, а совсем в другое помещение, называемое кияу-киляэте. В нем прячут невесту, а потом здесь же пройдет первая брачная ночь. Раньше, говорят, кияу-киляэте располагалось в специальных сарайчиках, построенных невдалеке от дома, сегодня молодые "арендуют" дом у соседей на пару дней.

    Если у вас возник вопрос о калыме (платится ли?), отвечу: нет. Точнее, жених тратит некоторые деньги, чтобы проникнуть в кияу-киляэте к невесте и преодолеть разнообразные препятствия, которые подруги невесты чинят претенденту. В нашем случае жених с друзьями совершили "кавалерийский наскок", в результате чего невеста была захвачена почти без выкупа. В противовес жениховому калыму невеста должна быть обеспечена приданым (постель, одежда, домашнее убранство и пр.), называемым бирне. Вообще в мусульманско-татарской свадьбе все устроено так, что невесту неискушенному наблюдателю искренне жаль. На всем протяжении действа она не улыбается, не ест, не пьет, не разговаривает. Играет, так сказать, роль манекена. И еще: молодым на людях не принято целоваться, да и вообще выказывать друг другу какие-либо чувства!

    Когда жених наконец добирается до невесты, они направляются в ее родной дом, где за накрытым столом их ждут все деревенские старейшины. Бабай-лар (дедушки) сидят справа, эби-лер (бабушки) - слева. Молодые скромно присаживаются у самого краешка стола. Начинается Никах. Это самое главное таинство татарской свадьбы. По своему смыслу это что-то вроде православного венчания. Обряд ведет мулла. Он мерно читает книгу. Естественно, слова на арабском и татарском языках мне непонятны, но смысл говоримого муллой до меня доходит. Никах - это наставление молодым, духовное и практическое. И есть глубокий смысл в том, что Никах читается не в мечети (а в Кызыл-Ялане красивая небесно-голубая мечеть), а в доме. Клятва Аллаху отходит на второй план. Свидетелями бракосочетания становятся все деревенские старики, то есть уважаемые люди.

    Никах читается около часа. Все время молодые сидят, потупив взор, и лишь потом участвуют в краткой молитве. После чего молча выходят. Теперь они полноправные муж и жена.

    Когда молодожены вернулись в дом невесты, пожилые уже удалились, и свадебный стол освободился. Для молодежи. Вообще столы накрыты в двух домах. В невестином доме собирается молодежь, а в доме одного из родственников пируют представители среднего возраста. Своеобразные "клубы по интересам". О питье. Пьют водку (аракы). И здесь снова замечаю отличие от славян. Если последние начинают "обмыв" почти сразу, еще только рассвет забрезжит, то татары все же ждут момента, когда необходимые обряды закончатся. После того можно уже и "оторваться по полной". Это называется кызыл-туй, или вечерняя свадьба. Собственно, выражается она в неуемном веселье с теперь уже обильным возлиянием. На два дня кряду.

    Ровно через неделю пир повторится, только теперь уже в доме у жениха.

    И последнее. Для меня абсолютным открытием стало то, что татары этнически неоднородны. Они делятся на несколько групп. В частности, в Чистопольском районе живут мишары. Эта группа так называемых западных татар. Себя мишары (в переводе "лесные люди") с абсолютной уверенностью считают самыми истинными татарами, потому что их язык наиболее приближен к древнетатарскому. Возможно, у других татарских народностей свадьбы совсем иные...

    СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНЫХ ТАТАР И БАШКИР

    Традиционно у татар и башкир существовало несколько вариантов заключения брака. Первым и весьма распространенным вариантом вступления в брак было похищение девушки - кыз урлау. Такая форма заключения брака известна у многих народов мира на самых разных ступенях их развития.

    Следует более подробно описать такую форму заключения брака, как умыкание невесты. Кыз урлау, то есть насильно увозили девушку без ее согласия на брак. Для этого парень уговаривал подружек привести ее в условленное место, где их поджидали сообщники парня. На выбранную девушку ребята накидывали тулуп и на лошади увозили в дом жениха.

    Отмечали, что односельчане девушки или её возлюбленный могли устроить погоню за похитителем. В случае поимки, его могли жестоко избить или даже убить. Дабы остаться целым и невредимым похититель мог обесчестить свою избранницу прямо по дороге в свой дом. Неблагоприятными днями недели для похищения невесты считались вторник и суббота, благоприятным - четверг.

    традиции татарского народа

    Прежде, чем привезти девушку к себе, парень заезжал к своим родственникам, чтобы предупредить их о случившемся. Тетка парня давала что-нибудь девушке, обычно деньги или какой-то подарок для матери жениха, поскольку считалось, что входить в чужой дом с пустыми руками нельзя. Когда парень со своей избранницей заходили в дом, его родители уходили к соседям или родственникам, оставляя молодых одних.

    Украденную девушку родители жениха просили читать молитвы, а затем спрашивали ее согласия на брак. На следующее утро обязательно приглашали муллу, после чего молодые официально считались мужем и женой. Обряд никах в этом случае проводили позднее.

    После совместной ночи молодым обязательно топили баню. Этим делом обычно занималась женщина - старшая сестра жениха или жена его брата, иногда его мать. В тот же день родители парня отправлялись к родителям девушки, взяв четверть с водкой или самогоном, конфеты, сладости. Они приходили и сообщали родителям невесты, что дочь находится у них. Если отец с матерью девушки были не против, то подарки принимались.

    Кроме того, бывали случаи, когда, обнаружив пропажу дочери, родители сами шли искать ее. Обычно предполагали место нахождения дочери. После обнаружения дочери они могли забрать ее, если парень не нравился им.

    Никах - это религиозный мусульманский обряд заключения брака , на котором обязательно присутствует мулла. Именно он объявляет молодых мужем и женой и скрепляет их союз перед богом, а так же узаконивает родственные отношения брачующихся пред лицом общества.

    Проведение никах, на наш взгляд связано с распространением ислама. Это в некоторой степени подтверждает выводы Н.А Кислякова, который считает, что раньше обходились без никах или же устраивали его после всех циклов свадебного обряда. Как уже было сказано выше, на следующий день, а иногда через одну-две недели родители жениха шли к родителям невесты договариваться о дне проведения никах, самой свадьбы, обговаривали размеры мэхэр - всё то, что родители жениха отдают за невесту.

    Следующую форму заключения брака можно назвать <брак уходом, бегством девушки со своим возлюбленным>. Без согласия родителей девушка уходила жить к своему любимому. Такой брак осуждали, т.к. считали, что таким образом девушка показывает неуважение к своим родителям. В этом случае свадьба не устраивалась, но никах обязательно проводился.

    татарские обычаи, свадьба, никах

    Наиболее распространённой формой брака является брак по сватовству - кинэш иту, ярэшеп алу.

    В литературе этот брак ещё называют <брак покупкой> или <купли-продажи>. В этом случае парень засылал сватов в дом невесты.

    Сватами - яуче могли быть старший брат жениха с женой или другой старший родственник с супругой.

    В с.Сараши нами было записано, что сватами могли быть родители жениха ил бойкие красноречивые женщины. Число сватов обычно было чётным. Их узнавали по спущенной поверх обуви штанине, причём такой вид принимали как мужчины, так и женщины. Подобный обычай был зафиксирован и у других тюркских народов, например, казахов. В очень редких случаях атрибутом сватов называли деревянную палку. Некоторые исследователи считают, что это древнейший фаллический символ.

    Сватать можно было в любой день кроме вторника. Если сватам на встречу попадался человек с пустыми вёдрами или вредный сосед, или же чёрная кошка перебежала дорогу, то сватовство откладывали на другой день. Перед тем, как идти сватать девушку, сваты заходили к мулле, чтобы он, в свою очередь, одобрил их замысел и пожелал удачи. Сваты, идя по улице, не показывали, тщательно скрывали свои замыслы. Объясняли это тем, что злые духи могли помешать намеченному действию. Штанину спускали непосредственно перед входом в дом. Заходили обязательно с правой ноги, под матицу не садились во избежание неудачного исхода дела.

    Сваты нередко начинали разговор на посторонние темы, а уже затем переходили к главной цели своего визита. Девушка при сватовстве не присутствовала, в противном случае закрывала лицо платком. Обычно сваты приносили с собой сладости, выпечку, их в свою очередь угощали чаем.

    В с.Аклуши было записано, что сватовство состояло из трёх этапов. В первый раз сваты <смотрели> невесту, во второй раз рассказывали о женихе, восхваляли его достоинство. Лишь на заключительном этапе сватовства вместе со сватами приходили родители парня. При удачном окончании данного визита стороны обговаривали сроки проведения свадьбы, уточняли размеры мэхэр, приданного. Девушка оставалась в родительском доме до тех пор, пока не выплатят весь мэхэр.

    мечеть Кул-Шариф, Казанский кремль

    Сваты о цели своего прихода говорили в иносказательной форме, поскольку оно считалось магическим средством обмана и запутывания злых сил. Одной из распространённых фраз была следующая:

    “Бездэ кемеш, сезда - алтын, аларны бергэ кушыйк.” (перевод: У нас есть серебро, у вас - золото, давайте соединим их в одно целое.)

    Такого рода иносказания были характерны и для русского свадебного обряда. Согласия девушки не спрашивали, всё решали её родители.

    Если жених не нравился, либо был беден, или же снискал себе неблагоприятную репутацию, то ему, как правило, отказывали.

    В таком случае говорили:

    <Кызны бирмибез, чыгып китен- ишек тептэ балта белэн сэнэк эзер> (перевод: Не отдадим дочь, уходите, топор и вилы готовы у двери.)

    туй, татарская свадьба, сватовство

    Если родители девушки были согласны, то они назначали день проведения никах, обговаривали сроки свадебного пира и устанавливали мэхэр.

    В состав мэхэр входили следующие предметы: золотые украшения, комплект зимней и летней одежды, домашняя утварь, посуда, постельное бельё, мёд, масло, определённая сумма денег - тарту акча - для родителей невесты.

    В свою очередь и девушку не отпускали с пустыми руками, ей готовили приданое, которое татары и башкиры называли бирнэ.

    Приданое состояло из лошади со всеми необходимыми принадлежностями (сбруя, телега, кошёвка, сани и др.), тёлки или овцы, как правило, яловых, для благосостояния будущей молодой семьи. Обязательной, главной частью приданного был сундук, в котором девушка хранила свои вещи, украшения, памятные ей предметы. При переезде в дом мужа молодая жена обязательно выставляла сундук для всеобщего обозрения. Вообще, выходить замуж без сундука считалось большим позором для семьи девушки.

    Кроме того, в приданое входили: две подушки, пара перин, ябу тун (своеобразный матрац, сшитый из 5-6 овечьих шкур), одеяла, половики, занавески. Отмечали, что богатые готовили приданое с раннего возраста, а бедные и без него шли замуж.

    туй, свадебный пир

    Итак, через 1-2 недели после сватовства, обычно в четверг или в пятницу во второй половине дня в доме невесты проводили никах туй (иногда никах заменяли синонимом кэбен). Единственным запретом на проведение никах был пост в месяц Рамазан по мусульманскому календарю.

    Можно провести параллель с русской свадебной традиции, согласно которой свадьбы в пост не играли. В более ранней традиции жениху и невесте до никах запрещали жить вместе. Но постепенно, со временем этот запрет смягчался и брачующиеся стали всё чаще нарушать данный запрет и вступали в супружеские отношения.

    В этом случае мать жениха заставляла невесту опускать руки в муку, желая тем самым богатой и счастливой жизни в браке.

    На обряд никах приглашали только близких родственников с обеих сторон. Во время этого обряда мужчины и женщины сидели отдельно в разных комнатах. Если такой возможности не было, то комнату делили на две части при помощи занавески.

    Все гости на никах туй были с покрытой головой: женщины в платках, мужчины в тюбетейках. Брачующиеся сидели на мужской половине. Но некоторые информаторы говорили, что раньше жених с невестой на никах туй не присутствовали.

    Мулла, который был одним из главных действующих лиц на этом обряде, садился напротив молодых, иногда рядом с женихом и читал соответствующие для данного случая молитвы. Затем, согласно предписаниям ислама, он трижды спрашивал у парня, потом у девушки согласия на брак, после чего объявлял их мужем женой. Кроме того, мулла во всеуслышание объявлял размеры мэхэр.

    Естественно, что и на этом этапе свадебного обряда существовали свои запреты, обереги. Так, во время никах нужно было вести себя тихо, запрещалось шуметь, входить и выходить из дома, двери закрывали, окна завешивали шторами.

    После официальной части начинался обмен подарками. Сначала матери жениха и невесты дарили мулле полотенце и намазлык - коврик для совершения намаза, а также давали деньги.

    Далее стороны начинали обмениваться подарками. Родители жениха одаривали всех присутствующих родственников невесты, а родители невесты, соответственно - всех родственников жениха. Женщинам и девушкам обычно вручали платок, отрез на платье, ленты; мужчинам дарили носовые платки, рубашки. Жених дарил невесте платье, платок, камзол, читек - сапожки с каблуком или без него с узором из разноцветных кусочков кожи. Невеста в свою очередь дарила жениху тюбетейку, штаны и вышитые портянки и рубашку. На никах туй и до окончания свадебного обряда невеста была с закрытым лицом, так как нельзя было показывать лицо, да и другие части тела старшим родственникам мужа.

    Подобного рода запреты и избегание между невесткой и родственниками мужа известны многим народам Средней Азии, в частности, киргизам, казахам, узбекам, таджикам.

    Если во время никах туй молодую взял за руку другой мужчина или посмотрел ей в лицо, то брак немедленно расторгался. Невеста показывала лицо на свадьбе, за что ей давали подарки, этот обычай известен и другим группам татар, в частности, мишарям, пермским татарам, а также русским, удмуртам. Кроме того, так поступали казахи и каракалпаки.

    Что касается угощений, то сначала подавали чай, затем шурпу- суп из домашней лапши, картошку с мясом, и снова чай со сладостями, различной выпечкой.

    Спиртное не употребляли, позже стали пить брагу, но только после ухода муллы.

    В с.Сараши был записан следующий обычай. На никах туй после объявления жениха невесты мужем и женой, после угощения в доме устраивали чаршау: в комнате девушки кыз булмэ кровать завешивали пологом, который назывался чаршау. Ткала, шила, вышивала его сама невеста. Если не было отдельной комнаты, то кровать ставили в центре дома. Постель готовила женщина счастливая в браке. Часто эту функцию выполняла кыз жинги - жена старшего брата или дяди невесты.

    Она стелила от 3 до 7 перин. По их количеству жених определял, сколько ночей он мог оставаться в доме невесты.

    После каждой ночи убирали по одной перине. Итак, в чаршау заходил жених и ждал невесту. У входа в чаршау стояли двое друзей жениха - кияу егетлэре. В это время несколько парней подводили невесту к чаршау и подкидывали её в объятия жениха. Обычай подкидывания в чаршау, но только жениха, устраивали во время самого свадебного пира - зур туй (большая свадьба).

    Но вышеописанный обычай, на наш взгляд, более архаичен, потому что раньше весь свадебный пир ограничивался никах туй.

    На следующее утро после никах туй молодым обязательно топили баню. Обрядовая баня - распространённый эпизод в свадебном обряде у многих народов. В основе его лежат магические воззрения людей, связанных с верой в очистительную силу воды, а у башкир вода имеет ещё и чадодарующую функцию. Но нужно отметить, что у татар и башкир баня не выполняла ту ритуальную функцию, которая была характерна для русского свадебного обряда. Баню обычно топила кыз жинги или мать невесты. Жених в знак благодарности оставлял деньги либо подарок тому, кто готовил баню.

    Если жена оказалась нечестной, то муж оставлял на банном окошке проколотые монеты или же делал дырочку в занавеске банного окна. Нередко муж прокалывал одеяло, изрезал его на куски, оставлял проколотые монеты под периной, прокалывал чаршау.

    В некоторых случаях, если жена оказалась не девственной, муж отвозил ее обратно родителям и говорил: <Не моя>.

    После бани пекли оладьи - коймак. Жена после никах могла уйти в дом мужа, но в более ранней традиции она оставалась в родном доме. Во - втором случае муж навещал свою жену по ночам, скрываясь от её родителей. Такой обычай назывался кияулэп йору - буквально: <ходить мужем>. Известен он пермским татарам, а так же татарам-мишерям, чепецким татарам и народам Средней Азии.

    Необходимо отметить, что после обряда никах устанавливались строгие правила обращения родственников жениха и невесты друг к другу. Их родители называли друг друга кода и кодагый, т.е. сват и сватья.

    Родители жениха и его старшие родственники называли невесту килен, а младшие родственники жениха называли ее жинги. Родители невесты и ее старшие родственники обращались к жениху кияу, а младшие - йозни. Кайнэти - так обращался жених к отцу невесты, кайнэни - к её матери. Невеста же называла родителей жениха также как и своих: эни и эти.

    Такими образом был распространён обычай вместо имён новобрачных, а так же родственников мужа и жены употреблять соответствующие термины родства.

    После никах туй через 2-3 месяца играли большую свадьбу - зур туй или просто туй. Если жених был из небогатой семьи, то свадьбу могли отложить на год. Свадьбу справляли менее пышно, если за это время успевал родиться ребёнок. Как и никах <большая свадьба> начиналась в доме невесты, причём если девушка до свадьбы жила с мужем, то накануне туй она приезжала в родной дом. Нужно отметить, что в татарском свадебном обряде основные действия сосредоточены на территории будущей жены, это, так называемая, уксорилокальность свадебного обряда. У русских же обряды свадебного дня можно охарактеризовать, как вирилокальные, т.е. сосредоточенные на территории будущего мужа. Жених с поезжанами приезжал за невестой на лошадях, которые, как и в русской традиции, непременно украшались лентами, колокольчиками, а также красивым домотканым полотенцем - тастымал.

    Первыми в свадебном поезде ехали родители жениха. Объясняли это тем, что в случае возникновения какой-либо неблагоприятной ситуации, например, наведения порчи на жениха, смогли принять весь <удар> на себя. Следующими в свадебном поезде ехали жених с дружкой - кияу егет, а замыкали поезд друзья и родственники.

    Однако в с. Елпачиха было записано, что первым в свадебном поезде ехал жених, а за ним уже все остальные. По дороге к дому невесты поезжан могли остановить, перекрыв дорогу бревном или же натянув веревку с двух сторон и требуя подарка, чаще выпивки. Жених, как правило, выполнял их условия, и потому в дорогу выезжал с запасом водки или самогона. Перед домом невесты жениха встречали её родители, родственники, подруги. Жених одаривал их подарками, конфетами, гостинцами - кияу кумэче, рассыпал по двору монеты, которые затем собирали дети и старики.

    Родственники невесты перед входом в дом клали ковер, по которому жених и шел до двери. Но никаких действий на пороге, с дверью он не проделывал, по крайней мере, никто из информаторов не сообщал об этом. В доме сразу после появления жениха устраивали чаршау, вход в который <охранялся> двумя женщинами- родственницами невесты. Им новобрачный дарил довольно крупные и дорогие вещи: платье, шелковую шаль, иногда ткань на платье.

    В чём же состоял этот обычай? Друзья жениха брали его за руки, а иногда и за ноги и, что есть силы, кидали в чаршау, где находилась невеста. Часто бывало так, что из-за большой силы подбрасывания жених, перемахнув чаршау, через окно оказывался на улице. В этом был своеобразный игровой момент, это забавляло и веселило гостей.

    Такой обычай назывался чаршауга керету (буквально заводить в чаршау) или тушэккэ сикерту (бросать на перину). Так же было записано, что чаршау на свадьбе устраивали в том случае, если невеста была честной. В противном случае он мог изрезать все перины. Кроме того, отмечали, что в чаршау вместе с невестой сидели её подруги (до восьми человек) и пели песни.

    У всех девушек, включая невесту, лица были закрыты платком, и задача жениха заключалась в обнаружении своей избранницы. На нём был широкий пояс - пута, концы которого жених тщательно прятал. После того, как он находил невесту она, в свою очередь, развязывала ему пояс. Чтобы это сложнее было сделать, пояс специально завязывали на несколько узлов. Таким действием молодую проверяли на ловкость: чем быстрее она справлялась с <заданием>, тем проворнее считалась.

    Думается, не лишним будет сказать о внешнем виде жениха и невесты. Одежда новобрачных ничем не отличалась от праздничной. Прическа невесты тоже не изменялась, замужние женщины также заплетали две косы.

    Непосредственно свадебный пир начинался после выхода молодых из чаршау. Некоторые информаторы отмечали, что новобрачные на протяжении свадьбы в доме невесты находились в чаршау. Такая традиция является, вероятно, более архаичной, древней. Все гости располагались на полу, который застилали кошмой (кушмой) - тканый шерстяной палас, верхняя часть его обшивалась ситцем. На свадебном обряде существовали свои правила размещения за трапезой. Молодожены садились тургэ - самое почётное место в доме напротив двери, между окон. Рядом с невестой садились родители жениха. Невестины родители за <стол> не садились, так как ухаживали за гостями. С другой стороны жениха усаживался дружка. Остальные гости садились по кругу, в центре которого располагался ведущий свадьбы - туйны алып баручы. В некоторых населенных пунктах рассказывали, что во время свадебного пира у невесты её могли украсть, спрятать просить за неё выкуп.

    Что касается угощений на свадебном столе, то обязательными были следующие блюда: гульбадия (иногда его называли кок бэлеш), чак - чак, гусь, шурпа. Следует охарактеризовать каждое из этих блюд.

    Чак - чак - сладкое блюдо из теста . Готовили его следующим образом: сдобное пресное тесто раскатывали в жгутики, затем резали на мелкие кусочки. Старались по возможности мельче нарезать тесто. После этого их обжаривали в довольно большом количестве масла. Обжаренные кусочки выкладывали на тарелку и заливали медом, потом украшали. Иногда чак-чак заливали пастилой из лесной земляники. Для этого ягоды толкли в ступе, затем протирали сквозь сито и полученной массой заливали чак-чак. Как правило, данное блюдо готовила сторона невесты. Говорят: чак-чак - кыз кумэче (чак-чак - угощение невесты).

    Непременным, обязательным блюдом на свадебном столе был гусь. Большинство опрошенных нами информаторов констатировало, что гуся привозили сторона жениха. Иногда гуся готовили обе стороны. Привозили гуся ощипанным, а варили целиком уже непосредственно у невесты. Очевидно, что птица, в частности, водоплавающая несёт в себе некую символическую семантику. Ритуальный гусь на свадебном обеде - очень древняя, архаическая традиция. В памяти многих народов сохранялось представление о птице, как о предке рода, демиурге (тенгрианство).

    При подаче губадии, чак-чак и гуся родители новобрачных устанавливали человека для разделывания перечисленных ритуальных блюд, после чего вручали ему подарки. Родители жениха объявляли человека, которому поручали разрезать гульбадию. Эту функцию могли выполнить как мужчины, так и женщины. Существовали особые правила при разделывании ритуальной пищи. Гульбадию резали осторожно, не отрываясь, так чтобы была видна середина пирога, поскольку иногда она не пропекалась. Если такое случалось, то заставляли печь новую гульбадию. Свадьба при этом продолжалась, но настроение при этом испортилось. Новую гульбадию пекли уже после свадьбы и раздавали её близким родственникам обеих сторон. Перед тем, как приступить к разделыванию гульбадии отец жениха накрывал её платком или тастымалом и поверх них клал деньги, тем самым выкупая её. Только после этого остальным гостям разрешалось взять кусок этого блюда. Гости тоже оставляли деньги на подносе рядом с гульбадиёй. Эти деньги затем отдавали молодым. Гульбадию разрезали на четыре части, причём одну четвёртую часть увозили в дом жениха, где её раздавали тем родственникам, которые по тем или иным причинам не присутствовали на свадьбе. Чак-чак разрезал человек, назначенный родителями невесты, обычно это была кыз жинги. Перед разделыванием чак-чак тоже накрывали платком, на который родители жениха и его родственники клали подарки, деньги. Как и гульбадию чак-чак разрезали на четыре части. Одну четвёртую часть увозили в дом жениха для тех же целей.

    Разделывать гуся мог только мужчина, назначенный родителями жениха. Иногда его назначали гости. Вынос гуся также сопровождался преподнесением подарков и денег. В некоторых случаях гуся разделывали с помощью специального ножа. Говорили, что он длинней и шире обычного. Гуся разделывали очень осторожно, старались не повредить косточки. Вариантов последовательности разделки ритуального гуся было достаточно много. Иногда сначала обрезали голову, затем крылышки и лапки. Жениху давали шею, невесте - крыло; либо невесте давали правые лапку и крылышко, а жениху - левые; либо невесте давали шею, а невесте - голову. Вручение молодым определённых частей гуся сопровождалось специальными словами того, кто его разделывал. К невесте обращались так:

    Текст: Перевод:

    *Киленкэем, куп очкансы * - Невестушка, ты много летала

    канатынны кисеп ырам - теперь обрезаю тебе крылышки

    киленкэем, туганнарын килгэндэ - невестушка, когда придут родственники

    канатынны сызып тырма. - не стой с опущенными руками.

    Обращался к жениху:

    *Кияукэем, куп очкансын * - Зятёк, много летал

    канатынны кисеп ырам - теперь обрежу тебе крылья

    кияукэем, туганнарын килгэндэ - зятёк, когда придут родственники

    канатынны кисеп ырам. - не стой с опущенными руками.

    *Кияукэем, получканны алгач * - Зятёк, когда получишь получку

    анда-монда барма, угэ кайт. - Туда-сюда не ходи, иди сразу домой.

    *Кулларын озын булмасын очен * - Чтобы руки не были длинными

    ике кулынны кисэм - обрезаю тебе их

    икенче жиргэ кузлэрен тошмэсен очен - чтобы глаза твои не смотрели

    в другое место

    муеныннан кисэм - обрезаю тебе шею

    хатыныннан башка чыгып йормэскэ - чтобы без жены не ходил никуда

    аякларынны кисэм. - обрезаю тебе ноги.

    Каждый день на свадебном гулянье молодым топили баню.

    Первый свадебный день имел ряд своих примет .

    Приведём некоторые из них:

    *дождь или снег на свадьбу - к богатству, благополучию

    *в первый день свадьбы нельзя подметать пол и мыть посуду - чтобы избежать бедной жизни

    *печь блины, оладьи, хлеб - к достатку в доме

    *нельзя переходить дорогу перед свадебным поездом.

    На утро после первого свадебного дня пекли оладьи.

    Существовал обычай приглашать молодожёнов к родственникам. И тогда все гости отправлялись к ним. Таким образом, молодые посещали до десяти домов, оставляя в знак благодарности тастымал, кусочек гульбадии или хлеба.

    Далее, через одну-две недели, иногда этот срок растягивался и на более длительное время в зависимости от возможностей, средств обеих сторон, свадебный пир продолжался у жениха. Этот этап свадебного обряда назывался кода туй - свадьба у сватов. Жених уже без родителей, с дружкой приезжал за невестой. Это был, пожалуй, самый драматичный момент во всём свадебном обряде. Перед выносом сундука из дома невеста плакала, причитала, пела баит.

    Молодых провожали родственники невесты. Приезд жены в дом мужа назывался килен тешу. Это был самый долгожданный момент для родственников мужа, поскольку многие из них ещё не видели килен. Главную деталь приданого - сундук - сопровождала кыз жинги. Молодых встречали родственники и родители мужа. Сойдя с повозки, новобрачные сначала вставали на подушку, причем первой ступала жена.

    Подушка считалась символом достатка в доме, благополучия, подобно русской свадебной традиции, когда молодую садили на рогожу или войлок. Как считают некоторые исследователи: <…подушка - символ общей постели, благополучия и переход в новую ступень отношений>.

    Молодая накрывала подушку платком, который предназначался для свекрови.

    В таком случае ему говорили: < Теш кияу, кызым башы-аягы белэн узенэ (< ступай, жених, дочь моя с головой-ногами твоя>). Объясняли тем, что после проведения такого действия парень женится только один раз.

    Но вернемся к событиям, происходящим в доме молодого. Его мать подносила ложку мёда и ложку масла - сначала невестке со словами: <Бал кебек татлы бул, май кебек елгыр бул, ачыы-чишены бергэ курен> (будь как мёд сладкой, как масло податливой, ловкой, солёное и пресное вместе пробуйте).

    Ещё говорили, обращаясь к невесте: < Ступай, невестушка, тебе даём одну овцу> или < ступай, невестушка, в дом, для тебя целый мир>. После этого молодые входили в дом. За ними шла женщина, счастливая в браке, и несла подушку, которую клали рядом с новобрачными. Затем вносили приданое.

    Интересно, что к ручкам сундука привязывали полотенце, кумган - сосуд для совершения омовения и поддержания чистоты невесты, оставшуюся часть чак-чак. Полотенце и чак-чак предназначался тем, кто вносил сундук.

    Родственницы молодой начинали украшать приданым дом: вешали занавески на окна, стены украшали тастымалом, обносили пологом супружескую кровать, стелили половики и т.д. Названный обычай демонстрировать приданое известен и русским.

    На кода-туй приглашали тех, кто был на свадебном пире у невесты и тех, кому не посчастливилось там побывать. Во время заключительного этапа свадебного обряда молодую посылали на реку, либо к колодцу за водой. В основе этого обычая лежат, очевидно, магические представления предков о живительной силе воды. Приобщение к воде означало приобщение к чужому роду. Теперь же в этом обычае содержится лишь игровой элемент: если молодая быстро вернется с полными ведрами воды, то говорили, что она будет хорошей женой. Кроме того, на кода-туй открывали лицо молодухи, что символизировало её переход в чужой род. Обычно делал это отец мужа. За показ лица новобрачной давали деньги, вручали подарки. На протяжении свадебного пира в доме мужа его родственники приглашали молодых к себе, за что невестка дарила им тастымал. Жена после переезда в дом мужа не могла жить у своих родителей.

    СОВРЕМЕННАЯ ТАТАРСКАЯ СВАДЬБА

    Современные татарские свадьбы также перетерпели изменение, свадьбы не проводятся с соблюдением абсолютно всех обычаев, которые проводились раньше, но все же некоторые остались, а некоторые изменились.

    В основном, свадьба татар справляется в ноябре, что символизирует окончание сельскохозяйственных работ.

    Татарская свадьба во многом похожа на русскую, но татары - мусульманский народ, исключая крещенных татаров. Проведение татарской свадьбы отличается от других своими необычными обрядами.

    Первое, что можно заметить на татарской свадьбе - то, что родственники невесты отправляются домой за женихом, а не наоборот, как это происходит у большинства народов на свадьбах. Затем вместе с женихом они идут за невестой, то есть они как бы уговорили его взять ее в жены. Но будущая жена не находится дома, за ней нужно ехать в отдельное помещение, которое называется кияу-киляэте. Здесь девушку прячут, там же проходит первая брачная ночь.

    Жених калым не платит за невесту, а платит только тогда, когда ему нужно пройти к невесте, а подружки невесты чинят ему разные препятствия. Девушка за этот выкуп должна приготовить постельное белье, одежду, посуду и другую домашнюю утварь. На татарском это будет "бирне" - приданное.

    Татарский свадебный стол - новоиспеченная супруга ни с кем не разговаривает, не пьет, не ест. Молодая пара на татарской свадьбе также не должна показывать народу свои чувства - целоваться, обниматься и так далее.

    После того, как жених и невеста встретились, они едут в дом девушки, где накрыт стол. Здесь и начинается татарская свадьба. Там их ждут старейшины - дедушки сидят справа, бабушки слева. Молодая пара садится с самого края стола. Татарская свадебная кухня отличается роскошью и оформлением.

    Следующий обряд проводит мулла - татарская свадьба по-мусульмански. Он называется - никах, это что-то вроде православного венчания.

    Никах читается на протяжении часа, затем в конце молодые лишь кратко молятся и молча выходят. Сейчас по мусульманским законам они - муж и жена.

    Далее уже молодые едут в Загс, чтобы официально зарегистрировать свои отношения. После возвращения домой их ждет молодежь, где можно расслабиться, теперь началась татарская свадьба у молодежи. Здесь татарский банкет проводится в неофициальной обстановке.

    Через неделю татарская свадьба повторяется, только теперь она пройдет в доме жениха

    ________________________________________________________________________________

    ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

    Команда Кочующие.

    http://nailtimler.narod.ru/articles_page/tatar_wedding.html

    http://tatarins.ru/tatarskie-svadebnye-obychai

    http://7445252.ru/caravan.php?page=34

    http://www.svadbagolik.ru/article/scenarii-tatarskoi-svadby/

    http://tuylar.ru/

    Вложение Размер
    38.53 КБ
    34.89 КБ
    37 КБ
    29.17 КБ
    29.57 КБ
    29.7 КБ
    37.45 КБ
    172.86 КБ
    62.84 КБ
    42.25 КБ
    71.96 КБ
    30.69 КБ