Все о тюнинге авто

Проективная психология. Тенденции в проективной психологии

  • 8. Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания. Диагностика самосознания.
  • 10. Гуманистическая психология.
  • 11. Основные положения гештальтпсихологии.
  • 12. Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили: феноменология и диагностика
  • 13. Общая характеристика психики животных. Стадии развития психики животных
  • 14. Психика человека как предмет системного исследования. Принцип системного подхода в психологии
  • 15. Роль теории, практики и эксперимента в развитии психологической науки. Психология как экспериментальная наука.
  • 16. Методология психологии.
  • 17. Принципы отечественной психологии
  • 18. Категориальный аппарат современной психологии. Проблема базисной категории.
  • 19. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности человека (игра, учение, труд).
  • 20.Эксперимент: общие требования к организации и планированию. Специфика лабораторного э.
  • 21. Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я.
  • 22. Планирование научного исследования и составление отчета
  • 23. Метод наблюдения и опросные методы психологии
  • 24. Психодиагностические методы: классиф. И хар-ка.
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.
  • 26. Понятие об ощущении и восприятии.
  • 27. Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы памяти. Классиф. Видов памяти
  • 28.Понятие о мышлении. Мышление как процесс.
  • 29. Творческое мышление и воображение.
  • 31. Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания.
  • 32. Эмоционально-аффективная сфера психики.
  • 33. Мотивационно-потребностная сфера человека. Мотивы и потребности. Методы диагностики мотивации.
  • 34. Основные мех. И факторы развития индивидуальности
  • 35. Иерархическая модель развития индивидуальности
  • 37. Понятие о темпераменте. Различные классификации типов темперамента. Стили деятельности как проявления темперамента. Методы диагностики темперамента.
  • 38. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера и их классификация. Психодиагностика характера.
  • 39. Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей.
  • 40. Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия.
  • 42.Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как s жизнедеятельности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность
  • 43. Самосознание личности. Образ «я» как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность
  • 45. Стадиальность психического развития
  • 47. Возрастные периоды развития: раннее детство
  • 48. Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст
  • 50. Потенциалы возрастного развития в зрелости
  • 51. Пожилой возраст и старость
  • 52. Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и внутренних условий овладения общественно-историческим опытом.
  • 53. Бих. Подход к организации обучения и воспитания
  • 54. Психоаналит. Подход к орг. Обучения и воспитания
  • 55. Когнитивный подход к орг. Обучения и воспитания
  • 56. Гуманистический подход к орг. Обучения и воспитания
  • 57. Структура пед. Деятельности и ее индивидуализация
  • 58. Психология как учебная дисциплина и методика ее преподавания в средней и высшей школе.
  • 59. Психодиагностические методы: характеристика и классификация.
  • 60. Учение о стрессе. История развития учения. Психопрофилактика стресса.
  • 61. Синдром эмоционального выгорания: симптоматика, факторы, регуляция
  • 62. Концепция агрессивности в психологии. Психопрофилактика агрессивности
  • 5. Эрик Берн: трансактный анализ
  • 63. Психол. Коррекция невротических состояний: принципы и подходы в отечественных и зарубежных школах
  • 64. Аномальное развитие: сущность, механизмы, виды, основные закономерности
  • 65. Работа писхолога с различными группами детей с ограниченными возможностями здоровья
  • 66. Интеллект: подходы к пониманию, теории интеллекта. Умственное развитие. Диагностика умственного развития и интеллекта. Нарушения умственного развития.
  • 67. Поведение как предмет психологического изучения. Психологический механизм целесообразного поведения человека. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения.
  • 68. Особенности психологического консультирования. Основные школы консультирования. Методы психологического консультирования.
  • 69. Клиническое интервьюирование как ведущий метод клинической психологии
  • 70. Социальная психология как наука: предмет, феноменология, история становления, парадигмы социальной психологии
  • 71. Понятие о группе, классификация групп. Структура малой группы. Методы изучения межличн. Отношений и групповых процессов
  • 72. Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах
  • 73. Психология общения. Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения
  • 74. Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиции личности
  • 75. Предмет и осн. Подходы психол. Познания: информационный, коннекционизм, экологический подход.
  • I. Информационный подход.
  • II. Коннекционизм
  • 76. Психология труда как отрасль научного знания
  • 77. Теоретические и прикладные проблемы экономической психологии
  • 78. Теоретические и прикладные проблемы юридической психологии
  • 79. Теоретические и прикладные проблемы психологии управления
  • 80. Теоретические и прикладные проблемы психологии здоровья
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.

    Проективные методы - специальные методы, основанные на использовании малоструктурированных стимульных ситуаций, и актуализирующие у испытуемого стремление передачи тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Термин «проективные методы» введен Франком в 1939 г. Названы они так, потому что основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть «проекция». Проекция – в психоанализе проекция - это защитный механизм (вытесненные мысли, переживания, мотивы Л приписывает другим объектам и это является мех-м психол-й защиты от осознания наличия у себя этих тенденций). Первоначально ПМ рассм-сь как приемы клинической ориентации, т.е. выявляли способность прогнозировать индив-ный стиль пов-ния, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфл-ных сит-х, выявлять неосознаваемые аспекты л-ти. Счет ПМ ведется с теста словесных ассоциаций Юнга. Он доказал возможность путем косвенного получать инфо о ч-ке. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны диагностике, т.к. отражаются в хар-ре быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий. Связь образов фантазии со свойствами и чертами личности также убедительно доказал Герман Роршах - тест «Чернильных пятен». В 1935 г. ТАТ, методика изучения фантазии. Авторы - Мюррей и Морган. Материал теста - сюжетные картинки, изображающие неопределенные сит-ции, допускающие различное понимание и толкование. По замыслу авторов рассказы по сюжетным картинкам позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болезненные состояния психики. Под проекцией стала пониматься тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации. В 1939 г. появляются работы Франка. Он первым применил термин «проективные методики » для обозначения особой группы методов исследования личности.

    В 40-50 г.г. - две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода.

    1) в русле психоанализа. Чем более неопределенны условия, тем в большей степени психическая активность приближается к «первичным» психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае нужно признать тождество «первичных» психических процессов и психической активности в ситуации проективного исследования.

    2) в рамках когнитивного подхода new look. Рапопорт определил специфические процессы, детерминирующие проективный ответ. Проективная продукция - результат сложной познавательной д-ти, в кот. слиты когнитивные моменты и эмоциональные моменты. Брунер в рамках подхода new look рассматривал основные механизмы избирательного восприятия.

    В психологии выделяют такие виды проекции :

    1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

    2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.

    3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность

    за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

    4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

    Были сформулированы принцип резонанса - стимулы, которые соответствуют установкам, интересам воспринимаются быстрее; принцип сенсибилизации - повышение чувст-сти по отношению к стимулам, которые угрожают целостности индивида, которые могут привести к нарушению псих-кого функц-ния, и узнавание этих стимулов быстрее прочих.

    Проективные методы характеризуются следующими свойствами :

    1) использование слабоструктурированных, неопределенных стимулов; стимулы приобретают смысл не только в силу их содержания, но и в связи с личностным значением;

    2) «открытость» множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;

    3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

    4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

    Использование проективных методов целесообразно в психологическом консультировании, т.к. они способствуют установлению контакта, достаточно быстро проводятся и ярко показывают произошедшие изменения (если провести методику повторно на завершающем этапе). Проективные методики решают не только диагностические, но и коррекционные задачи (например, прорисовывая свое состояние, клиент может начать рефлексировать). Некоторые проективные методы применяются в профотборе, в целях диагностики.

    Классификация (Е.Т. Соколова ):

    1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);

    2) конструктивные предполагают создание целого из отдельных частей (тест мира);

    3) интерпретативные - истолкование событий, ситуаций, т.е. рассказ по картинке (ТАТ, Розенцвейг);

    4) катартические – осуще-тся в игровой деятельности (психодрама);

    5) экспрессивные - рисование на свободную тему;

    6) импрессивные - предпочтение одних стимулов другим (Люшер);

    7) аддитивные - завершение предложений, рассказа (незавершенные предложения».

    Достоинства проективных методов :дают глубинный срез личности, используются для «наведения мостов» с испытуемым, не задевают престижа, т.к. любой ответ «правилен».

    Критика проективных методов не достаточно стандартизованы, результаты «на совести» экспериментатора, обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) к ним не применимы, высокая степень субъективизма при анализе. Если психолог не достаточно профессионален, то он м. проявлять «вторичную проекцию» - интерпретировать материалы методики исходя из собственных субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем.

    "

    Проективная психология/ Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс,

    Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 528 с. (Серия «Мир психологии»).

    ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В БИЗНЕСЕ И ИНДУСТРИИ CWF, «Рисунок человека», «Завершение предложений», ТАТ, Тест Роршаха, PAT ................................................................

    Г. М. Прошанский

    СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ:

    ОБЗОР И ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.....

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В конце 30-х - начале 40-х годов XX века проективные методы были особенно популярны и получили широкое распространение. Да и сегодня этот вид тестирования вызывает у психологов особый интерес. Пожалуй, используя именно проективные тесты при работе с людьми, психолог ощущает себя немножечко волшебником, ведь изначально было задумано так, что сталкиваясь с так называемым «неопределенным» стимульным материалом, тестируемый, сам того не ведая, полностью рас­крывает собственное бессознательное, и тестирующему не нужно тра­тить колоссальные усилия, чтобы до него добраться. Так ли все гладко на самом деле - вопрос спорный. На взгляд Оллпорта, например (см. ста­тью «Тенденции в теории мотивации»), здоровый человек, в отличие от невротика или психотика, без всяких проективных тестов может все про себя рассказать, и для этого нет нужды прибегать к проективным сред­ствам - вполне пригодны и непроективные. Мнение, достойное уваже­ния, но далеко не единственное; кое-что по этому вопросу вниматель­ный читатель может обнаружить в данной книге. Именно с этой целью - предложить читателю возможность для осознанного подхода к использо­ванию проективных техник при работе людьми - в книгу был включен небольшой теоретический материал, представляющий к тому же и исто­рический интерес. Ведь проективная психология с самых первых дней своего существования была новаторской и от того - гонимой. Однако она не прервала своего существования и нашла свое место в рабочем арсенале современного психолога.

    Теоретическое обоснование проективных методик базируется на понятии «проекция» (от лат. projectio - выбрасывание вперед). Суще­ствует разница между психоаналитическим и психодиагностическим по­ниманием этого феномена. В психоанализе проекция - это, в первую очередь, механизм защиты, заключающийся в неосознанном приписы­вании другому неприемлемых для самого себя свойств, качеств, моти­вов, мыслей и чувств. В психодиагностике же проекция (в 1939 г. Л. Франк впервые использовал это понятие для обозначения целого ряда тестов, которое закрепилось и сохранилось по сегодняшний день) понимается как процесс и результат взаимодействия испытуемого с объективно ней­тральным неструктурированным материалом («пятна», «неопределенные ситуации», «тема рисования» и т.п.), в ходе которого осуществляется иден­тификация и собственно проекция, то есть наделение собственными мыслями, чувствами, переживаниями. Таким образом, продукты деятель­ности испытуемого (рисунки, истории и т.д.) несут на себе отпечаток его личности.

    На пике своей популярности проективные методики потеснили традиционные методы психодиагностики. На наш взгляд, этому способствовали следующие обстоятельства: во-первых, проективные методы стремились к целостному описанию личности, а не к какому-либо от­дельному свойству или перечислению личностных черт. А во-вторых, они представляли большой простор для размышлений самому психологу, который, не ограничиваясь жесткой инструкцией , получал возможность толковать выявленные результаты, ориентируясь на определенную науч­ную школу и собственный опыт.

    То, что можно отнести к достоинствам проективных методов и что в конечном счете и привело к их широкому распространению, оберну­лось их недостатками. Они не поддаются традиционным процедурам оп­ределения надежности и валидности, что затрудняет их стандартизацию. Этот вопрос может быть предметом отдельного обсуждения и здесь нет необходимости рассматривать его подробно.

    Мы хотели бы остановиться на следующих моментах. Глобальный подход к оценке личности, характерный для проективных методик (см. первое достоинство), в то же время снижает достоверность получаемой информации. С другой стороны, психолог, работающий с проективными методиками, должен быть весьма искушен, даже можно сказать изощрен в искусстве интерпретации. Не секрет, что преподавателям психологи­ческих факультетов довольно часто приходится сталкиваться с тем, что студенты, не поднаторевшие в работе с проективными тестами, испы­тывают определенные трудности в сведении концов с концами в интер­претации, из-за чего довольно часто их толкования выглядят противоре­чивыми, а то и комичными.

    Не стоит также забывать и о том, что изначально проективные тесты предназначались для работы с клиническими пациентами, т.е. ори­ентировались на людей с различными психиатрическими заболевания­ми, поэтому инструкции по интерпретации изобилуют клинической тер­минологией. Насколько это напрямую имеет отношение к относительно здоровой личности? Вопрос, который остается открытым. Поэтому на наш взгляд не всегда оправданно интерпретировать «закрытые глаза» в рисунке человека исключительно как тенденцию к вуайеризму, а исто­рии по некоторым картинкам ТАТ как гомосексуальные, садо-мазохист­ские, суицидальные тенденции. То есть такой вид толкования имеет пра­во на существование и он справедлив, но лишь в самых крайних - кли­нических случаях. И не вина создателей указанных техник, что они вклю­чали в руководство по интерпретации к тестам (с целью облегчения пси­ходиагностики) подобные фразы - ведь они работали именно с клини­ческими пациентами и пользовались именно клинической терминологи­ей, хотя и не исключали , что их детища вполне пригодны для работы с нормальными людьми и имеют чисто проективную функцию.

    Стоит здесь наверняка вспомнить и о том, что проективные мето­дики, скорее предлагаемые ими интерпретации, ориентируются в целом на психоанализ, который при всех своих очевидных достоинствах все--таки лишь одна из существующих концепций личности.

    Используя базовые понятия того же психоанализа, мы вправе спро­сить: какова степень переноса (проекции) личности психолога в предлагаемую им интерпретацию, можно ли таким образом считать ее с большой долей уверенности объективной? А если выразить это по-другому: что в описании личности будет относиться к самому испытуемому, а что - к личности психолога?

    Интерпретация большинства проективных методик испытывает влияние не только клинических тенденций и конкретных научных пси­хологических школ (психоанализа, например), но и того социокультур­ного контекста, в котором формировались и научная школа, и методи­ка, то есть то, что волновало общество конкретной страны (США, Анг­лии, Австрии и т.п.) в конкретный исторический период и неизбежно отразилось в процедуре проведения, инструкции и интерпретации про­ективной методики. Прошло более полувека с момента создания проек­тивных методик и за это время конечно же изменились и нормы, и тра­диции детско-родительских, супружеских и межличностных отношений. Изменился язык для описания каких-либо явлений (не говоря уж о спе­циальной терминологии, клинической, психиатрической), многие по­нятия канули в лету вместе с теми предметами или явлениями, которые они обозначали. Подтверждением этому является и тот факт, что, на­пример, предлагаемый стимульный материал (целиком или частично) «не опознается» испытуемым, т.к. с тем, что на нем представлено, он в своей жизни просто-напросто никогда не сталкивался, или он обознача­ется понятием, не вписывающимся в интерпретацию, что конечно же и затрудняет толкование, и делает его путаным. Отметим к тому же, что то, что волнует среднестатистического американца , может совершенно игнорироваться англичанином, русским или немцем - возможно, са­мая актуальная для проективной, да и психодиагностики в целом, про­блема кросс-культурных различий.

    Сказанное выше не умаляет достоинств проективных методик. Ов­ладение ими и их использование по прежнему целесообразно, материал, который они выявляют, действительно ценен и богат. Кроме этого нельзя забывать, что проективные техники чаще всего использовались клини­цистами и другими специалистами как часть сложного терапевтического процесса - подчеркнем здесь, что в проективные тесты заложен громад­ный терапевтический потенциал, который только нужно уметь исполь­зовать, - и об этом читатель тоже найдет информацию на страницах данной книги (особо хотелось бы обратить внимание на мало известную любопытную методику «Рисование пальцами»). Поэтому ее публикацию мы считаем необходимой, т.к. она не только значительно расширяет пред­ставление отечественных психологов о существующих методиках (здесь описаны как широко известные у нас тесты, так и не слишком, а то и просто до сих пор неизвестные), но и предлагает новую стратегию к их применению, а именно - стратегию ответственности и осознанности с установкой на углубленное познание этого направления психодиагнос­тики.

    При составлении книги преследовалось несколько целей; утолить хоть как-то существующий информационный голод в отношении этой сферы психодиагностики; дать представление о теоретическом обосновании данного типа методологии; ознакомить читателя с богатым миром проективного тестирования (мало кто из психологов у нас отдает себе отчет в том, что проективных тестов создано превеликое множество, и по сей день продолжают возникать все новые и новые). В связи с послед­ним отметим, что одна книга вряд ли вместила бы в себе , во-первых, описание всех существующих проективных тестов - да это и невозмож­но, во-вторых, подробное изложение процедур проведения, стимульного материала и руководства по интерпретации всех представленных в ней техник. Поэтому наиболее подробно здесь освещены только те тесты, которым посвящены отдельные статьи, описание остальных имеет озна­комительно-аналитический характер. Надеемся, что поставленные цели достигнуты, и читатель найдет для себя данное издание достаточно по­лезным.

    Мы бы хотели еще раз подчеркнуть, что проективный тест - это очень утонченная и в тоже время весьма сложная в эксплуатация техни­ка, требующая тщательного ознакомления и совершенного овладения ее приемами. С учетом вышесказанного применение методов данного типа на практике должно быть весьма осторожным, обоснованным и под­крепляться другими, более надежными и достоверными процедурами (изучение истории развития человека, наблюдение, беседа, другие тес­ты), т.к. это лишь качественная клиническая процедура исследования сложного и многостороннего феномена - психологии личности.

    Рыбина Е. В., канд. психол. наук.

    TEOPETИЧECKИE ОСНОВЫ

    проективной психологии

    Леопольд Беллак

    О ПРОБЛЕМАХ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКЦИИ

    ТЕОРИЯ АППЕРЦЕПТИВНОГО ИСКАЖЕНИЯ

    ВВЕДЕНИЕ

    Проекция - термин, использующийся очень часто в сегодняш­ней клинической, динамической и социальной психологии. Франк по­лагает, что проективные методы являются типичной современной об­щей тенденцией динамического и целостного подхода в современной психологии, так же как и в естественных науках. В контексте своей ста­тьи он приравнивает проективную методику к спектральному анализу в физике.

    Термин «проекция» был введен Фрейдом еще в 1894 году в статье «Невроз страха», где он писал: «Психика развивает невроз страха, когда чувствует себя неполноценной по отношению к задаче управления [сек­суальным] возбуждением, возникающим эндогенно. То есть она действует так, как если бы проецировала это возбуждение во внешний мир».

    В 1896 году в статье «О защитных нейропсихозах», работая дальше над проекцией, Фрейд более точно сформулировал, что проекция явля­ется процессом приписывания собственных влечений , чувств и устано­вок другим людям или внешнему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать таких «нежелательных» явлений в самом себе. Дальнейшее уточнение понятия в этой работе было сделано при описа­нии случая Шребера в связи с паранойей. Говоря вкратце, параноик об­ладает несомненными гомосексуальными тенденциями, которые он пре­образовывает под давлением своего суперэго из «Я его люблю» в «Я его ненавижу», так происходит формирование реакции. Эту ненависть он затем проецирует или приписывает бывшему объекту своей любви, став­шему преследователем. Приписывание ненависти предполагается, по­скольку суперэго препятствует выходу в сознание и признанию ненави­сти и поскольку с внешней опасностью легче справляться, нежели с внутренней. Говоря более определенно, суперэго препятствует выраже­нию ненависти, поскольку морально не одобряет ее.

    Хели (Healy), Броннер (Bronner) и Бауэре (Bowers) подобным образом определяют проекцию, как «защитный процесс, подвластный принципу удовольствия, посредством которого эго полагается впредь на бессознательные желания и идеи внешнего мира, которые, если бы им разрешили проникнуть в сознание, были бы мучительны для эго».

    Несмотря на то, что проекция, таким образом, была порождена психозами и неврозами, Фрейд позднее применял ее к другим формам

    поведения; к примеру, как главный механизм при формировании рели­гиозных убеждений, как изложено в «Будущем одной иллюзии» и «То­тем и табу». Даже в этом культурном контексте проекция по-прежнему рассматривалась как защитный процесс против тревожности. Хотя Фрейд первоначально считал вытеснение единственным защитным механизмом, в настоящее время в психоаналитической литературе говорят, по край­ней мере, о десяти механизмах. Несмотря на то, что за проекцией закре­пился статус одного из наиболее важных защитных процессов, над ней велась относительно слабая работа. Сире (Sears) пишет в связи с этим: «Проекция, видимо, является самым неадекватно определенным терми­ном во всей психоаналитической теории». Вместе с тем имеется большой перечень работ по проекции , особенно клинико-психоаналитических и некоторых теоретических.

    Широчайшее использование термин «проекция» получил в обла­сти клинической психологии в связи с так называемыми проективны­ми техниками. В их числе тест Роршаха, Тест Тематической Апперцеп­ции, Сонди, тест «Завершение предложений», а также множество дру­гих методик. Основное требование при использовании этих тестов зак­лючается в предъявлении испытуемому нескольких неоднозначных сти­мулов с последующим предложением прореагировать на них. Посред­ством этого допускается, что субъект проецирует собственные потреб­ности и прессы, и что должно проявляться как реакция на неоднознач­ные стимулы.

    Определение проекции, сформулированное выше, хорошо подхо­дило под наши замыслы, пока не возник решающий момент в связи с попытками экспериментального исследования феномена, о которых со­общается в других источниках. $о время первого эксперимента было выз­вано несколько испытуемых, и им предъявляли картинки Теста Темати­ческой Апперцепции при управляемых обстоятельствах. Во втором экс­перименте испытуемые получали постгипнотический приказ во время рассказа по картинкам почувствовать агрессию (без прямого осознания этого). В обоих случаях поведение испытуемых соответствовало-гипотезе проекции, продуцируя значительное повышение агрессии по сравнению с реакциями на картинки без принудительно внушенного перед этим чувства агрессии. Подобным образом, когда испытуемых под гипнозом заставляли ощущать чрезвычайную подавленность и печаль, обнаружи­ли, что они проецировали эти настроения на свои рассказы. До этого момента не было нужды изменять концепцию проекции как приписыва­ния внешнему миру отношений, неприемлемых для эго.

    Проективные методы занимают важнейшее место в современной психодиагностике. Различные проективные методики (тест чернильных пятен Роршаха, тематический апперцептивный тест (ТАТ), методика незавершенных предложений Сакса - Леви, всевозможные рисуночные тесты и др.) широко используются психологами как в научных исследованиях, так и для решения задач психологической практики. Наиболее эвристично их применение в области психодиагностики личностных особенностей. Однако, как уже говорилось, проективные методики и техники востребованы не только в психологии личности, они хорошо зарекомендовали себя в социально-психологических, политических, социологических, маркетинговых исследованиях и используются для изучения глубинных паттернов отношения людей к тем или иным социальным объектам, их представлений о различных областях реальности, особенностей социальных установок и мн. др. Необходимо заметить, что в подобных исследованиях используется лишь ряд характерных для проективного подхода методических приемов. «Проективная гипотеза», которая в психодиагностике предполагает возможность «вычитывать» в речевой и визуальной продукции человека его личностные особенности, в социальных исследованиях трансформируется в гипотезу о проецировании в метафорические рассказы, коллажи, рисунки эмоциональных паттернов отношения к тем или иным социальным объектам; личностная составляющая проецирования здесь «заключается в скобки». Становление и развитие проективных методов связано с рядом теоретических направлений, каждое из которых оказало влияние на понимание проективного процесса и интерпретацию данных. Фактически образовалась особая область психологических исследований, выходящая за рамки психодиагностики и имеющая общепсихологическое значение - проективная психология (Бурлачук, 1997; Соколова, 1980; Проективная психология, 2000). В настоящее время она представляет собой весьма специфический подход, базирующийся на целой серии методологических допущений (о теоретическом обосновании проективного метода речь пойдет ниже).

    Е. Т. Соколова (1980) определяет проективные методики как специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Согласно Л. Ф. Бурлачуку (1997), проективные методики представляют собой приемы опосредованного изучения личности путем создания специфической пластичной (слабоструктурной) стимульной ситуации, которая актуализирует в восприятии тенденции, установки, отношения и другие личностные особенности.

    В настоящее время принято говорить о нескольких отличительных признаках проективных методик:

    • 1) использование слабоструктурированного стимульного материала, создающего ситуацию неопределенности;
    • 2) нейтральная, косвенная по отношению к личности направленность заданий;
    • 3) особое доброжелательно-нейтральное отношение психолога к обследуемому;
    • 4) исследование нс отдельных психических функций (как в традиционных психометрических процедурах), а своего рода «модуса личности в ее отношениях с социальным окружением» (Е. Т. Соколова).

    Как правило, проективные методики предполагают работу с качественными данными, хотя в ряде случаев применяются и стандартизованные психометрические показатели. В процессе сбора данных психолог дает исследуемому довольно общую инструкцию, предлагая ему сделать тот или иной рисунок, закончить предложения, сочинить рассказ по картинке и т.п. В случае рисунка, после его окончания, предлагается ответить на ряд вопросов о смысле изображенного. Все данные тщательно фиксируются, психолог наблюдает за реакцией, телесными проявлениями, самим ходом выполнения задания. Процесс интерпретации в проективном исследовании характеризуется тем, что внимание психолога направлено не на отдельные показатели, а на их сочетание (например, в рисунках имеет значение не наличие, отсутствие или выраженность какого-либо показателя, а то, как он связан с другими показателями; точно так же в рассказах ТАТ для интерпретации важна не отдельная деталь, а то, как она вписана в общее смысловое ноле). Нормативные шкалы в проективных методиках, как правило, не предполагаются, большое значение придается общему впечатлению от целостного произведения. Заключения психолога представляют собой результат движения от общего «схватывания» смыслового тона рисунков, рассказов и пр. к анализу сочетания ряда показателей, описанных в руководствах к методикам, и затем опять к общему видению, скорректированному благодаря анализу показателей.

    Как можно заметить, интерпретация в проективных методиках нередко носит интуитивный характер. Неоднозначность трактовок показателей, большая степень свободы интерпретации всегда были предметом критики, которую высказывали сторонники строгого психометрического подхода. Были попытки стандартизации проективных методик. На базе методических приемов, направленных на «широкую» психодиагностику личности, предлагались более «узкие» инструменты диагностики отдельных психических качеств и функций. Примером может служить тест X. Хекхаузсна для оценки мотивации достижения, представляющий собой особую модификацию тематического апперцептивного теста (ТАТ) (Собчик, 2003). Подобные стандартизованные варианты проективных тестовых методик пользуются популярностью, однако нельзя сказать, что они заменили собой классические проективные методики, отличающиеся широтой охвата личности. Стандартизация, безусловно, повышает надежность данных и выводов, но вместе с тем она лишает данные их богатства. Действуя в любой ситуации (в том числе в ситуации исследования с использованием более или менее стандартизованной проективной методики), человек вносит в нее субъективное отношение, интерпретации, установки, мотивы. Отсюда следует, что «традиционное требование объективности применительно к диагностическим методикам теряет свой смысл... зачем формально унифицировать стимульный материал и ситуацию проведения, если они все равно имеют для разных испытуемых разный смысл? Напротив, следует предоставить испытуемым возможность эксплицировать присущие им когнитивные структуры, стили мышления, паттерны реагирования, а также мотивы, оценки и т.п. - все то, что реально участвует во взаимодействии индивида с ситуацией» (Леонтьев, 2000, с. 43). Возможно, призыв к использованию проективных методик в более свободном стиле, так, как это было принято до стандартизации, - своеобразное движение назад и идет вразрез с более мощной тенденцией к объективизации метода на протяжении всего XX в. Однако такое движение позволяет вновь осмыслить те возможности психологической работы, которые были утеряны при всеобщем стремлении к стандартизации. В условиях задач, стоящих перед современным психологом, необходимо сохранять и развивать различные стили сбора и анализа данных, соединять как строгий психометрический подход, использующий усредненные нормативные показатели и гарантирующий точность результатов, так и качественный клинический, нацеленный на глубинное изучение уникальных личностных качеств.

    Психология проективная

    Ее основные положения таковы:

    1 ) целостность личности как единого «организма», взаимосвязанность ее отдельных функций, их детерминированность «личностным контекстом»;

    2 ) единство личности и среды социальной, их неразрывность и постоянное взаимодействие;

    3 ) предмет исследования проективного - не объективные отношения личности и среды, а субъективная концептуализация этих отношений индивидом:

    4 ) личность - саморегулируемая система, цель коей - организация субъективного опыта согласно адаптивным задачам;

    5 ) личность - уникальная система процессов познавательных, потребностей, черт и способов адаптации, образующих ее индивидуальный стиль.


    Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

    Смотреть что такое "психология проективная" в других словарях:

      Проективная идентификация - У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование. О более пассивном защитном механизме см. Идентификация (психология).… … Википедия

      Проекция (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Проекция. Проекция (лат. projectio бросание вперед) психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как… … Википедия

      Идентификация (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.… … Википедия

      Перенос (психология) - Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия

      Регрессия (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия. Регрессия (лат. Regressus обратное движение) защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно… … Википедия

      Смещение (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Смещение. Смещение психологический механизм, описанный Фрейдом как один из механизмов цензурирования в процессе формирования сновидений. Заключается в подмене не прошедших цензуру элементов… … Википедия

      Всемогущий контроль (психология) - Всемогущий контроль психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной убеждённости человека в том, что он способен всё контролировать. Естественным следствием такой убеждённости является… … Википедия

      Сублимация (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Сублимация. Сублимация защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.… … Википедия

      Игнорирование (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Игнорирование. У этого термина существуют и другие значения, см. Избегание. Игнорирование (Избегание) защитный механизм психики, заключающийся в бессознательном контроле информации об источнике… … Википедия

      Замещение (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Замещение. Замещение термин обычно используется как другое название «вымещения», но реже может быть понято как более общий процесс замещения одного действия, квази потребности или объекта… … Википедия

    Книги

    • Проективная психология , . Это уникальное пособие, в котором сделана попытка объединения наиболее интересной информации по проективным психологическим методикам. В нем дается не только изложение известных и…

    Проблема возникновения проективного метода.

    Существу-т 2 типа исследования: бихивеоральный тип исследования (реакция личности как системы);

    функциональный (внутренняя структура и свойства самой системы). Проективная психология связна с функциональном типом исследования.

    Проективный метод по Франклу: объединенная способность отражать наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Он выделяет 3 принципа, которые лежат в основе проективного исследования личности:

    1. Проективные исследования направлены на выявление уникального

    Олпорт- номотический (исследование направленное на установление общих закономерностей, предполагает большое вовлечение большого количества институтов. Идеографический – ориентировка на изучение индивидуального, субъектного.

    2. Личность в проективных подходе изучается как относительно устойчивая система.3. Личность рассматривается как система динамических процессов, активно функ-щих на протяжении жизни.

    Обоснование проективного метода принципами холлестической психологии.

    Принцип холизма – принцип целостности. Связь проективной психологии с идеями холизма (Левин, Опорт) не раз подчеркивалось сторонниками методологической психологии. Связь выражалась в след. положениях:

    1. Целостность личности выступает как взаимосвязанность и взаимовлияние,м составл ее частей или функций, детерминирована личностным контекстом.

    2. Единство личности и социальной срелы и их неразрывность и постоянное взаимодействие.

    3. Предметом проективного исследования выступает не объективное отношение в системе личность – среда, а их субъективная концептуализация личности.

    4. Личность выступает как саморегулиру-я система, цель – организация субъективного опыта, в соответствии с адаптивными задачами.

    5. Личность уникальная система черт, познавательных процессов, потребностей, способов адаптации, образование, ее индивидуальный стиль.

    Таким образом с позиции холлестической психологии проективные методики – средство исследование путей и способ организации индивида своего физического и социального опыта, субъективного представление о себе и своем социальном опыте.

    Влияниие классического психоанализа на обоснование проективного метода.

    Проекция рассматривается как автоматическое, бессознательное, защитное действие, направленное на минимизац. внутреннего напряжения по средтсвам приписывания внешним объектам ассоциативных, социальных или неприемлимых для Эго побуждений.

    Проекция регулирует внутренние напряжение.

    1. Проекция рассматривается как часть случай экстернализации (вынесение внутреннего содержания во внешний мир)

    2. Механизмы проекции.

    Проекция – естественный механизм формирования представлений об окруж-щей среде, сущность закл-ся в уподоблении окруж реальности аспектам собственного Эго.

    С точки зрения психоанализа предметом проективного метода является – бессознательное и вполне осозноваемые формы мотивации, качества функционирования личности исходящая из классического представления Фрейда о структуре личности, степень адаптации.

    А проективный метод становится средством экстернализации бессознательного пласта личности.

    6. Современные концептуальные

    Тенденции в проективной психологии.

    Значение исследований «Нового взгляда» для обоснования проективного метода.

    Предприняли попытки проверки психоаналитических гипотез экспериментальными методами. На тот момент бихевиористический подход. Обратились к коллективному восприт. (перцепция – восприятие). Результатом экспериментов стала гипотеза о 3х механизмах селективности или избирательности восприятия.

    1. Принцип резонанса – стимулы соответст. аспектам потребностей, ценностям личности воспринимается точнее и быстрее.

    2. Принцип защиты- стимулы, противоречия ожид. субъекта или несущего информац потенциально опаст. «Эго» узнается хуже и подвергается большему искаж.

    3. Принцип сенсабильности – стимулы, угрож. целостности индивида и способные привести к серьезным нарушениям психического фунуционирования узнается быстрее всех прочих (скорость распознавания конфликтных изображений).

    Проблема восприятия в проективных методах.

    Абт выделяет следующие особенности проективных процессов, зависящие от восприятия: 1) избирательность или селективность проективных процессов, что является функцией определенных внутренних и внешних факторов восприятия, действующих закономерно. Действие внешних факторов видится в проявлении законов восприятия, установленных гештальтпсихологами.

    Другой важный факт, установленный гештальтпсихологией, состоит в том, что индивид и стимул образуют некоторое единое пространство. И в этом отношении через трансформацию стимула возможно оказывать влияние на структуру восприятия.

    Истоки проективной психологии.

    Исследователи, обращавшиеся к проективной технике, единодушны в том, что в основе ее лежит извечно присущее человеку стремление истолковать явление и предметы окруж действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, всем тем, что составляет интимный мир человека. Истоки проективной техники следует искать в исследованиях Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Юнг- создает тест, который позволяет актуализировать переживания-комплексы личности.

    Все эти исследования следует считать предысторией проективной техники. В. 1938 г. появилась первая проективная методика, основанная на теоретической концепции и принадлежит Мюрею, автору знаменитого теста (ТАТ). Ранее появившиеся методики, а к ним относиться опубликованный в 1922. самый известный тест Росшаха, были осмыслены с позиции проективного подхода, сформированного позднее.

    2. Концепция личности в проективной психологии.

    Следующие значимые направления в концеп­туализации поведения и личности в проективной психологии.

    1. Личность все больше рассматривается как процесс, а не скопле­ние совокупности относительно статичных черт, использующихся инди­видом в ответ на раздражители.

    2.Личность, изучаемая проективными способами, считается про­цессом, на который постоянно влияют взаимодействия индивида с соб­ственной физической и социальной средами, с одной стороны, и состо­яние и сила его потребностей с другой. 3.В проективной психологии усиливается тенденция полагаться на теорию поля как на достаточный критерий для подведения под него про­ективных поведенческих данных. Под влиянием психоаналитического мышления существует за­метная тенденция к утверждению суждений о личности двух классов: динамическое (полевое) и генетическое (историческое и эволюционное). 5. Возрастает интерес к созданию картины «личности как целого». Картина «личности как целого», создаваемая через использование.проективных данных, относится, по всей видимости, только к попереч­ной формулировке целостности и интеграции «частей-процессов» лич­ности в данное время истории жизни изучаемого индивида.

    6. Существует заметная тенденция к построению концептуальной схемы, относительно которой можно сделать адекватные формулировки различных личностей в клинических целях.

    Главным образом в проективной психологии имеет место убеж­денность в настоятельной потребности создания все более и более ис­черпывающей, последовательной и удобной теории личности, которая в большей степени, чем это возможно в данное время, будет отвечать двойной цели науки: объяснению прошлого поведения индивида и пред­сказанию его будущего поведения