Все о тюнинге авто

Муж таджик что ему приготовить. Какую любовь ищут и находят таджикские мигранты

Каждый восьмой брак с иностранцами в России совершается с гражданами Таджикистана. По данным опросов общественного мнения в России, еще два-три года назад граждане Украины, Армении и Таджикистана считались самыми «популярными» женихами для россиянок.

Эти данные подтверждают и статданные, которые говорят, что в 2007-2009 годах представители этих стран чаще всего становились спутниками жизни граждан России. К примеру, из 29 тысяч браков, зарегистрированных в первые шесть месяцев 2009 года, каждый восьмой совершался с гражданином Таджикистана.

По мнению социологов, эта цифра достаточна велика, если учесть растущий в российском обществе уровень ксенофобии и расизма по отношению к выходцам из Центральной Азии.

Эксперты уверены, эти показатели свидетельствуют о том, что ксенофобия, прочно засевшая на бытовом уровне в российском обществе, пока еще не стала общей идеологией. В случае личного контакта и познания чужой культуры и традиции, нетерпимость по отношению к так называемым «чужим», отходит на второй план.

34-летняя Марина, родившая двух дочерей от таджикских мужчин, решила навсегда остаться в Таджикистане после того, как в сентябре прошлого года решила повидаться со старшей дочерью Аленой в южном городе Куляб. Но здесь ее ждали дурные вести: семилетняя Алена , привыкшая жить с родными отца, отказалась вернуться к матери, которая в подмосковной России подрабатывала в столовой и увлекалась спиртными напитками. Марина приняла для себя серьезное решение: она выбрала Таджикистан в качестве нового места жительства.

Она говорит, что такое решение пришло потому, что у нее сложились хорошие отношения с семьей отца первой дочери, где она свободно может общаться с Аленой, а также она дорожит и добрыми отношениями с родственниками второй дочери от брака с таджиком, которые также живут в Кулябе.

Сдав с помощью тети квартиру в Подмосковье в аренду и оформив получение пенсии по инвалидности в Таджикистане, Марина арендовала квартирку на окраине Куляба. У нее много времени для общения с местными жителями, она рассказала, что уже начала учиться печь таджикских хлеб у своих новых подруг:

- Все родственники Алены, первой дочки, очень хорошие люди. Я им помогаю, они мне помогают. Я не хочу возвращаться в Россию потому, что там женщины живут совсем по-другому. Они ведут разгульный образ жизни, пьют, курят. Я сама до приезда сюда была такой, я не хочу возвращаться в прошлую жизн ь, - говорит Марина.

Алкоголь и бытовая ксенофобия

Многие эксперты, подтверждая слова Марины, говорят, что очень часто россияне, согласившиеся на брак с таджиками, бегут от пагубных привычек и алкоголизма. Несмотря на высокий уровень ксенофобии и расизма в российском обществе, где из года в год усиливаются антимигранские настроения, при личном знакомстве неприязнь и нетерпимость отходит на второй план. Вера Альперович, эксперт Центра «Сова» в Москве считает, что в этом заключаются особенности бытовой ксенофобии, широко распространившейся в России в последнее время:

- То, что таджикские мужчины женятся на русских женщинах, а не наоборот, связано в первую очередь с тем, что в миграцию, прежде всего, подаются мужчины. Это еще связано и с тем, что мигранты, независимо, откуда они приехали, они, как правило, активнее, трудолюбивее местного населения, потому что у них стартовые позиции изначально значительно ниже.

Вместе с тем, считает Альперович, в силу возрастающей нетерпимости к инородцам, особенно к тем, у кого невыгодный социальный статус с точки зрения престижа и влияния, угроза того, что бытовая ксенофобия может обрести черты общественной идеологии, очень велика:

- Однако у ксенофобии есть такой эффект, что, когда возникают межличностные связи, все ксенофобские предрассудки отходят в сторону. Я знаю очень много антисемитов, которые делают исключение для лично им знакомым евреям, которые говорят, мол «ты – нормальная, а все остальные евреи – сволочи». Человек не делает над собой усилия, чтобы эти ксенофобские чувства преодолеть .

По мнению таджикистанцев, выросших в мультикультурной атмосфере, в большинстве случаев, браки с иностранцами имеют положительный, нежели отрицательный аспект. Зарина Киямова , дочь известного в Таджикистане режиссера театра Шамси Киямова и редактора киностудии Таджикфильм Любови Киямовой, с самого детства выросла в атмосфере уважения и любви к русской и таджикской культуре и традициям.

- Дети, рожденные в таких браках, способны впитать в себя обе культуры, они более демократичные. Например, турки в свое время привозили со всего света мужчин и женщин, чтобы внести свежую струю в свою культуру и обновить кровь. Так они очень хорошо развивались. Проблемы возникают тогда, когда сталкиваются религиозные основы, когда идет непонимание и отторжение обычаев и традиций.

«Очень часто, дети в таких браках больше знают язык матери, нежели отца, - говорит она. – Чтобы дети не отдалились от отца и его предков, не были оторваны от родины, мужчины должны учить родному языку своих детей ».

Вместе с тем, Зарина Киямова уверен а, что принимая решение вступать в брак с представителем другой нации, необходимо понимать, что ради создания благоприятной атмосферы в доме, супругам необходимо проявлять уважение к обоюдной культуре, традициям, религии, языку и другим ценностям.

Хиромон Бакозода, Мумин Ахмади, таджикская служба РСЕ\РС

Таджикистан / Общество / Семь привычек таджикских жен, которые понравятся любому мужчине

Чтобы быть настоящей восточной женщиной мало родиться в этой стороне света и обладать характерной внешностью; для соответствия этому определению женщине полагается следовать строгим правилам поведения.

Партнер «Азия Плюс» «Открытая Азия онлайн» собрала некоторые привычки таджикских женщин, которые в нашем регионе традиционно имеют восточные жены.

Обращается к мужу на «вы»

Практически все таджикские женщины, за редким исключением, обращаются к своему супругу на «вы», и называют своих мужей не по имени, а «хозяин», «отец моих детей» и т.п. Впрочем, на севере Таджикистана и мужчины, и женщины обращаются на «вы» ко всем без исключения, даже к своим маленьким детям.

Любая таджичка умеет хорошо готовить

Таджикская женщина, которая не умеет готовить, причем не просто готовить, а творить настоящие кулинарные шедевры, это нонсенс. Любая таджичка отлично справляется с тестом и может приготовить вкуснейший плов. Матери с детства прививают своим дочерям любовь к кулинарии, потому что, если молодая девушка, придет в дом к мужу без этих навыков, то позор падет на всю ее семью.

Кстати, также виртуозно таджички справляются и с другими домашними обязанностями, будь то глажка белья или уборка дома.

Семья невесты покупает одежду для жениха

Покупка наряда для жениха на свадебную церемонию – это обязанность семьи невесты. Более того, весь необходимый для семейной жизни домашний скарб, включая мебель, также приобретается за счет родителей невесты; от жениха требуется только жилье. Поэтому, зачастую перед свадьбой, родственники девушки, приглашая гостей на церемонию, заказывают им подарки. Например: семья Искандаровых – ковер, семья Исмоиловых – кухонный комбайн и т.д.

Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Даже если этот мужчина родственник. Таджикская жена пустит в дом мужчину только при условии, что она не одна. В противном случае, даже родному брату мужа вход в квартиру заказан: «ждите хозяина». И до сих пор, на любом мероприятии женщины и мужчины в Таджикистане традиционно сидят за разными дастарханами, в разных комнатах. И обслуживанием мужского дастархана (подавать блюда на стол, убирать грязную посуду) занимаются мужчины.

После рождения ребенка 40 дней живет у матери

Из роддома таджикская жена отправляется домой к своей матери, особенно если родился первенец. Здесь она проживет ровно 40 дней, в течение которых мать научит дочь всем премудростям обращения с малышом; кроме того, все необходимое для первенца за свой счет приобретет семья женщины. После такого мастер-класса, муж никогда не увидит беспомощности жены в общении с младенцем, ведь следить за ребенком – прямая обязанность женщины.

Ничего не делает без согласования с мужем

Даже самое безобидное дело, например, покупку одежды или поход к родителям, таджикская жена обязана согласовать с мужем. Не говоря уже о более серьезных решениях. Спрашивать разрешение у мужа для таджикской женщины – это совсем не зазорно. Стыдно, когда происходит наоборот.

В России живет и работает около 800 тысяч таджикских мигрантов, но об их личной жизни известно мало. Последние 12 лет социолог, эксперт РСМД руководитель научно-исследовательского центра «ШАРК» в Таджикистане Саодат Олимова изучала сексуальное поведение работавших в России таджиков и его связь со вспышкой эпидемии ВИЧ/СПИД в республике. Она рассказала , как мигранты покупают дешевую любовь в России, почему приезжие совершают сексуальные преступления и что делать, если ты полтора года работаешь на лесоповале в окружении одних лишь мужчин.

Половые инфекции, передающиеся в отсутствие жен

«Лента.ру» Насколько разнообразна сексуальная жизнь таджикских мигрантов в России?

Олимова : Около 90 процентов опрошенных мигрантов были женаты, но только 5 процентов брали с собой в Россию жену. Еще 3 процента берут жену с собой на какое-то время.

Говоря о своей сексуальной жизни, 38 процентов респондентов сообщили, что вообще не вступали в половые отношения на выезде; еще 22 процента имели сексуальные отношения со случайными партнершами; 11,5 процента - с постоянными партнершами (подругами); 10 процентов - с секс-работницами; 8 процентов - с женой; 6,5 процента - с содержанками.

Из тех, кто не вступал в половые отношения, около пяти процентов сообщили, что решают проблему с помощью мастурбации. В гомосексуальных контактах признались около одного процента опрошенных. Возможно, на этот вопрос не все отвечали откровенно, но, я думаю, уровень гомосексуальных связей все равно не выше стандартных четырех-пяти процентов.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Что рассказывали в интервью те, кто признавался в гомосексуальных связях?

Вариантов таких связей может быть несколько. Во-первых, это могут быть контакты вынужденного характера - как в тюрьме. Например, в бригадах на лесоповале, когда длительное время нет никаких женщин. Нам рассказывали о случае, когда на лесоповале в течение полутора лет работали 62 человека, и двое из них стали парой. Еще один вариант - в крупных российских городах молодые ребята связываются с русскими гомосексуалистами. Бывают случаи, когда им предлагают хорошие условия жизни, российское гражданство, деньги.

Подобные истории держатся в строжайшей тайне, так как таджики относятся к гомосексуальности очень негативно, а мигранты часто приезжают на работу бригадами, состоящими из родственников и соседей.

Почему вы вообще решили обратиться к теме сексуальной жизни мигрантов?

Дело в том, что раньше в Таджикистане проблема ВИЧ и ЗППП не была острой. ВИЧ циркулировал в относительно небольшой группе наркопотребителей и передавался преимущественно инъекционным путем. Но с 2002 года вместе с подъемом трудовой миграции в Россию резко увеличилось число зарегистрированных случаев заражения половым путем среди возвращавшихся из-за рубежа мигрантов. Практикующие врачи стали бить тревогу, в обратилось в МОМ и Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, и те решили провести исследование, чтобы прояснить ситуацию. В 2010-м и 2014 годах мы снова проделали ту же самую работу, чтобы проследить динамику.

Отличается ли нынешнее сексуальное поведение таджикских мужчин от того, каким оно было лет 15-20 назад?

Немного уменьшилось количество людей, которые возят с собой своих жен - с семи до пяти процентов. Во-вторых, за 12 лет почти в два раза увеличилось количество вступающих в случайные связи. При этом удивительно, что число тех, кто пользуется секс-услугами, со временем не меняется: их всегда около десяти процентов.

Уменьшилось количество браков и длительных отношений с россиянками. В 2002 году их было достаточно много, потому что люди в какой-то степени продолжали чувствовать себя гражданами СССР. Сейчас же таджикские мигранты оказались внизу социальной лестницы, поэтому им трудно найти партнершу для длительных отношений. Таджик - это уже почти социальный статус.

Изнасилования считаются случайными связями

Какую форму коммерческого секса предпочитают мигранты?

Разные. Чаще всего они обращаются к услугам «девочек по вызову», которых приглашают к себе: в 2010 году об этом сообщили 52 процента мигрантов, использовавших секс-услуги. 16,4 процента людей из этой группы отправляются домой к секс-работнице; 9 процентов посещает притоны; 7 процентов - массажные кабинеты; 5 процентов платили за секс сотрудницам на рабочем месте. Остальные назвали сауны, «специальные квартиры», машины.

Я видела два примера того, как были организованы секс-услуги. В одном случае это происходило в центре Москвы на строительной площадке. Там стоял небольшой вагончик, где работали три или четыре женщины - одна из них была для местного руководства.

Обычно сутенерши договариваются с прорабами и приводят на объекты несколько женщин. Видимо, такая схема хорошо организована и давно применяется. Девушек меняют часто - клиентов у них много, условия работы очень тяжелые.

Во второй раз я наблюдала, как на стройке стоял микроавтобус, в котором девушки обслуживали строителей. Скорее всего, такие услуги стоят недорого.

Мигранты, которые работают в транспортном секторе, подбирают на трассах «плечевых» - это девушки, которые предоставляют секс-услуги дальнобойщикам.

А что тогда понимается под случайными связями?

Они очень разнообразны. Это может быть секс на рабочем месте, чаще всего с такими же гастарбайтершами - молдаванками, украинками, русскими, то есть внутренними мигрантками, однодневными подругами - секс на ночь. Это могут быть работницы, нанятые на день-два для выполнения определенных работ на строительстве и отделке дома. Случайные связи могут случаться и в цехах, например, по производству мебели. Мигранты ночуют прямо на работе - и женщины, и мужчины. Там все и происходит.

Например, таджики ремонтируют загородные дома и дачи, и к ним приходят местные девушки. Люди могут быть знакомы день-два.

Случайные связи более характерны для работников транспортного сектора. Это таксисты, водители-дальнобойщики. Среди них доля вступающих в случайные связи значительно больше, чем в других сферах.

Почему это стало частым явлением?

Отчасти изменился поток мигрантов. После кризиса 2008 года заметно увеличилась доля совсем молодых людей - до 25 лет. Они не всегда обдумывают поступки и иногда действуют импульсивно. Хотя сейчас доля молодежи снижается вместе со снижением численности трудовых мигрантов в России.

Преступления на сексуальной почве входят в число таких случайных связей?

Скорее всего, из этих 22 процентов часть может быть изнасилованиями. Но не думаю, что это рядовое явление. Такие преступления совершаются - в том числе таджиками - по нескольким причинам. Во-первых, это молодые мужчины без жен. У них нет возможности найти партнершу, так как часто они изолированы от общества. Это маргинализирует их. В армии, например, раньше давали бром. А тут все это превращается в агрессию.

Во-вторых, существуют культурные различия. То, что нормально для россиянок, таджиками считывается как сигнал о доступности или даже как призыв. В Таджикистане девушки не ходят в открытой одежде, не вступают в разговор с мужчинами, и - самое главное - не выпивают с ними. Нужно достаточно много времени, особенно молодым, чтобы они поняли, что и как принято в России.

Бывают случаи, когда россиянки вступали в половые отношения с мигрантами под влиянием алкоголя, или это был спонтанный секс, а наутро она обвиняла его в сексуальном насилии.

Взаимовыгодные сексуальные отношения

Вы также изучали феномен сожительства мигрантов. Как выглядят эти отношения?

Более 11 процентов наших респондентов сказали, что они живут с подругой и ведут с ней общее хозяйство. Такие истории чаще всего начинаются с деловых отношений: сначала они вместе работают, а потом как-то само собой получается, что люди снимают квартиру и начинают жить вместе.

Обычно в одной квартире проживает несколько пар - это могут быть три-четыре пары в двухкомнатной квартире.

То есть с русскими женщинами отношения случаются редко?

Они бывают и с русскими девушками, но чаще всего «подругами» таджикских мигрантов становятся работающие рядом с ними мигрантки из других стран - с Украины, из Молдавии или Казахстана или россиянки, приехавшие из регионов. Всех их объединяет совместный мигрантский бизнес - строительство или торговля.

Их отношения похожи на семейные?

Таджики относятся к этим женщинам не как к женам, которых нужно обеспечивать, а как к равноправным партнерам, компаньонам. Поэтому они часто делят бюджет и уважительно относятся к своей партнерше. В то же время они не несут ответственность за эту женщину. Изначально сожительство имеет временный характер и не предусматривает рождения детей.

Презерватив - это стыдно

Как мигранты относятся к средствам контрацепции?

70 процентов всех мигрантов, которые вступают в контакт с нерегулярными партнерами (случайные связи, секс-работницы), используют средства контрацепции. Проблемы возникают в отношениях с постоянными партнершами, ведь когда мигрант начинает жить с подругой, то постепенно начинает воспринимать ее как жену и перестает использовать презервативы. Однако эти союзы временные и для него, и для нее: меняется ситуация, кто-то уезжает, появляется новый партнер или партнерша. В таких краткосрочных отношениях вероятность заражения резко возрастает.
Кроме того, я не уверена, что мигранты, которые используют презервативы, делают это всегда.

Получается, виноваты женщины?

Связь ВИЧ/СПИД и миграции - это общая проблема для всего мира. Мобильность всегда тянет за собой расширение сексуальных связей и их краткосрочность. При этом люди не понимают, что презерватив - это важно и совсем не стыдно, у них нет навыков безопасного секса, никто их этому не научил. Поэтому виноваты скорее оба партнера, а также государства, которые должны информировать своих граждан.

В работе Натальи Зотовой и Виктора Агаджаняна говорится , что среди представительниц Центральной Азии таджички предохраняются чаще других и реже заболевают половыми инфекциями. Это так?

В принципе, я согласна с их выводами. Дело в том, что среди таджичек на заработки почти всегда едут женщины старше 35 лет - или вдовы, или разведенные. Это взрослые женщины - они понимают, что делают.

Конечно, они стараются установить долгосрочные отношения. 40-летние женщины спонтанных глупостей не делают. Но они далеко не всегда могут заставить партнера пользоваться презервативом и соглашаются на его условия.

Жене лучше ни о чем не спрашивать

Среди ваших респондентов были мужчины, которые завели детей в России?

Нечасто, но бывают. В этом случае появляется целый клубок проблем. Мигранту нужно каким-то образом этого ребенка легализовать, чтобы он носил его фамилию. Например, через брак. В итоге начинаются сложности с женой в Таджикистане, разводы и одновременно попытки сохранить обе семьи в разного вида браках - официальном и шариатском.

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

Они приезжают на родину и просто ставят жену перед фактом?

Могут и не сказать. Но чаще сообщают родителям о появившихся в России внуках, а там информация и до жены дойдет. Тем не менее жены зачастую мирятся с появлением другой семьи.

Отъезд мужа на зарубежные заработки для таджикской женщины - это самая настоящая трагедия. Его все время нет, завести любовника невозможно, всегда где-то рядом свекровь, золовка и другие родственники. Жены ждут мужей годами. Лишь бы муж вернулся, хоть какой - и то хорошо.

Он приедет с детьми и заболеваниями, но все равно ему будут рады?

Конечно. Она работает с утра до вечера в поле, смотрит за детьми, ухаживает за его родителями. Но она знает, что муж отправился в другую страну много и тяжело работать, чтобы обеспечить ее и детей всем необходимым.

Есть ли среди мигрантов какая-то мужская солидарность, когда они возвращаются домой? Например, доходят ли до жены слухи о сексуальных похождениях мужа?

Насколько я знаю, они все молчат, как партизаны. Мужчины находятся примерно в одинаковом положении и не слишком распространяются о жизни в миграции.

При этом на территории России в мигрантских группах обычно есть старший, авторитетный мигрант, который за всех несет ответственность. Если кто-то попал в беду, заразился ВИЧ или ИППП, то в Таджикистане считают, что виноват старший, который не доглядел.

Когда мужчина возвращается в Таджикистан, у него остаются какие-то закрепленные в России сексуальные привычки?

Они привозят на родину не только деньги, но и новый опыт сексуальных отношений, новые представления о дозволенном и запретном, однако большинство из них - 78 процентов - возвращается к принятым на родине социокультурным нормам. То, что было в России, осталось в России. Остальные по возвращении реализуют сложившиеся в России модели поведения.

А как матери относятся к тому, что их сын может изменять своей супруге?

Матери посылают своих сыновей в очень опасное и трудное путешествие, поэтому им все прощается. Внебрачные связи - это то, что сопутствует зарабатыванию денег в другой стране. Общее мнение таково: вернулся живой и с деньгами - уже хорошо. И лучше больше ни о чем не спрашивать.

Получается, что за последние 15 лет единственное, что позаимствовали мигранты в России в интимной сфере, это половые инфекции?

Наши исследования показывают, как с годами меняются сексуальные практики - «правила игры» и этические нормы, легализующие ранее «недопустимое» (внебрачные сексуальные связи, употребление запрещенной еды, нарушения брачного поведения).

Одновременно происходит формирование новых устойчивых моделей сексуального и брачного поведения мигрантов в рамках адаптации к российской действительности. Постепенно формируются неявное социальное признание вторых браков на выезде, нейтральное отношение к сожительству и временному партнерству. Таким образом границы дозволенного расширяются, становятся подвижными, однако ориентация на социокультурные нормы, действующие на родине, сохраняется.

Тем не менее под влиянием масштабной трудовой миграции происходит неявное расширение диапазона сексуальных практик и отношений в таджикском обществе в целом. Этот процесс рассматривается социумом как разрушение традиций, упадок нравственности, поэтому возникают дискуссии о полигамии, брошенных женах и детях, разводах по телефону, гостевом браке. С моей точки зрения, это отражает процесс изменения сексуальной и семейно-брачной этики. Следует признать, что сексуальные практики таджикских мигрантов в России являются частью механизма адаптации к условиям миграции и к принимающему обществу.

«Лента.ру» выражает благодарность Российскому совету по международным делам за помощь в подготовке интервью

Новости из России

01.09.2016

"За эти четыре года я поседел"

Лене - 15, Саше - 14, Миле - 11, Азизу - 4.

Таджикские семьи наполнены детьми. Их столько, сколько даст Бог. Садиридину Ерматову (все называют его Сабир) Бог дал четверых. Правда, двое старших - не родные, а приемные. Это дети его русской жены Марины. Так Сабир стал многодетным отцом.

Марина умерла в родах, когда давала жизнь самому младшему - их общему сыну Азизу.

Ради того, чтобы неродные дети были с ним, Сабир отдал все.

Пятиэтажка без лифта. Квартира на самом верху. Я поднимаюсь по лестнице и думаю: сколько километров ступенек отмерил Сабир, бесконечное количество раз поднимаясь и спускаясь с детскими колясками?

Он родился в Таджикистане, в городе Турсунзаде, в большой семье. У него пять братьев и сестер. Тогда, в советские времена, о которых он вспоминает с ностальгией, их дом был полная чаша: "Родители держали коров, баранов, гусей, кур - всех, кроме поросят. Религия не позволяет. Мой отец - мулла. Святой человек!"

В девяностом году его призвали в армию. Служил в Дальневосточном военном округе. В девяносто втором Сабир мобилизовался, но до дома даже не доехал: там шла война.

Люди бежали кто куда. И Сабир тоже побежал. Сначала в Узбекистан, затем в Туркмению. Его диплом агронома на родине был уже никому не нужен. И тогда он сел в поезд, на котором тысячи его соотечественников ехали в Россию. Сабир сошел в Красногорске.

Без работы не сидел - пахал на стройке, ремонтировал квартиры. Вкалывал без выходных. Каждый месяц отсылал деньги родным. Надо поддерживать семью - так заведено.

С Мариной он познакомился случайно. В тот день его забрали в отделение милиции - рутинный случай для гастарбайтера с неславянской внешностью. Через час отпустили: документы были в полном порядке.

Сабир шел по вечернему проспекту Мира и увидел светловолосую девушку, которая ему улыбнулась в ответ. Он еще не знал, что эта встреча изменит всю его судьбу.

Он заговорил, она ответила. Обменялись телефонами, начались свидания. Ей - 26, ему - 28. Марина была замужем, но семейная жизнь не складывалась. Муж пил и дома не появлялся.

Сабир уехал на время в Таджикистан. Когда вернулся, Марина родила Лену. А вскоре она призналась, что ждет еще одного ребенка. Не от Сабира.

Биологический отец Саши и Лены даст им свою фамилию и исчезнет из жизни семьи навсегда. Из роддома Марину встретит Сабир. Возьмет на руки перевязанный лентами сверток. Дети с рождения будут звать Сабира папой.

Марина жила в совхозе имени Ленина, сразу за окружной. Когда Сабир впервые пришел к ней домой, он потерял дар речи: такой разрухи он никогда не видел. Рваные обои, рассохшиеся рамы, сломанные двери. На две комнаты - три семьи: Марина с детьми, ее родители, брат с сожительницей. За коммунальные услуги, конечно, не платили. Задолженность была космической - 204 тысячи рублей. Жили бедно, но весело: спиртное не переводилось.

В 2004-м Сабир женился на Марине, а через два года у них родилась общая дочь Миля.

Он по-прежнему пахал на стройках: надо было содержать большую семью. Когда появилась возможность, сделал ремонт, поменяв все что можно. Поклеил новые обои, поставил стеклопакеты, утеплил балкон. "Убитая" квартира засияла.

В маленьких поселках жизнь на виду. Здесь все друг друга знают. Соседи, которые сначала встретили Сабира настороженно, теперь повторяли: "Повезло Марине, какого мужа нашла! Не пьет, не курит, все в дом!"

Мы все его полюбили, - говорит мне Надежда Петровна, которую дети Сабира зовут бабой Надей. - Скромный, аккуратный, вежливый, со всеми здоровается, к каждому с уважением. Надо что-то починить, кого-то в город отвезти - все к нему. Никому не отказывает. Когда один за другим умерли родители Марины, он их похоронил как положено. Он и сейчас на кладбище ездит, за могилой ухаживает, оградку красит…

У нас таких еще не было! - вторит ей другая соседка по подъезду, Наталья Николаевна. - Что о нем еще скажешь? Придет с работы и всегда идет гулять с детьми. Они его обожают.

…В 2012 году Марина опять забеременела. Когда Сабир узнал, что у них будет четвертый ребенок, он растерялся: жить, по сути, негде, денег мало, работа у него временная. Но раз Аллах дал, учил его отец, надо быть благодарным и принять дитя с радостью.

"Бог дал - Бог взял", - говорят в России. Что там произошло, в роддоме, Сабир не знает, ему никто толком ничего не объяснил. Сказали только, что роды были очень тяжелые, у Марины зашкаливало давление. Азиз появился на свет раньше срока, семимесячным.

Жена умерла вечером, мне сообщили только утром, - Сабир смотрит в сторону. - В девять часов в квартиру уже пришли представители администрации: "Ты здесь никто! Дети не твои, у них другая фамилия. У тебя гражданства нет, регистрации нет. Мы детей забираем!" У меня в глазах потемнело. Это мои дети, я их воспитывал с рождения. Они меня папой называют. Как же я их отдам?..

Убитый горем отец бросился в роддом. Ему сказали, что его жена в морге, а ребенок в инкубаторе. У него повышенное внутричерепное давление. Мальчик недоношенный, очень слабенький, вес всего 1600 граммов. Надо выхаживать.

В роддоме Сабиру сразу предложили написать отказ от ребенка. Он сказал: "Я только что жену потерял - вы хотите у меня забрать ребенка?! Я еще живой".

Ему говорили: "У тебя не хватит денег его лечить". "Вы назовите сумму - я готов!" - отвечал Сабир. "Тебе свидетельство о рождении не дадут!" - "Почему не дадут? Мать - гражданка России, мы расписаны".

Из роддома он сразу поехал в загс и получил свидетельство о рождении Азиза. Потом Сабир узнал, что его ребенка хотели усыновить. Малыш, в жилах которого смешались русская и таджикская кровь, получился на загляденье: мягкие светлые волосы, персидские глаза…

Потом звонок в три часа ночи из роддома: "Приезжай, мы врача-специалиста вызывали твоему сыну. Надо заплатить 4 тысячи". Я отдал 4 с половиной, - добавляет он, помолчав.

Он похоронил свою Марину и спрятал горе очень глубоко, на самое дно. Нельзя было страдать и плакать, надо было действовать, потому что в любой момент могли забрать его старших детей.

Когда Азиза, наконец, выписали домой, он весил всего 1800 граммов. Такой маленький, он помещался на крохотном матрасике и плакал не переставая. Глядя на сына, Сабир ощущал свою беспомощность. У него золотые руки, он умеет все на свете и не боится никакой работы, но сможет ли он выходить это существо?

Он позвал младшую сестру Биби из Таджикистана: "Спасай!" И тут на помощь кинулись все соседи, весь подъезд. Кто-то принес детские вещи, кто-то помогал купать ребенка, кто-то гладил пеленки… Простые русские женщины приходили и дежурили по очереди, и Сабир не помнит дня, чтобы он остался один на один с бедой. Он понял: справится!

Все это время он непрестанно думал о Саше и Лене, которых в любой момент могли забрать в детский дом. У Сабира не было еще российского гражданства, только вид на жительство, и ему никогда не позволили бы стать приемным отцом детей, у которых к тому же был номинальный папа.

Сабир нашел бывшего мужа Марины и прямо предложил: "Давай решим вопрос с детьми. Тебе они все равно не нужны!" Тот обещал приехать через неделю и написать отказ от детей. Обещал - и пропал. К телефону не подходил, сам не звонил. Сабир подал заявление в суд, который и лишил нерадивого отца родительских прав.

Сабир отвез детей в Малоярославец, в семью Олеси - двоюродной сестры Марины, которая и оформила временное опекунство. Он разрывался между детьми - родными и приемными. Каждую неделю ездил навещать Сашу и Лену и возвращался с тяжелым сердцем: им там было плохо.

Мы с братом спали вдвоем на надувном матрасе на полу, - вспоминает Лена. - Наши вещи убрали в сарай, и мы по холоду каждый день бегали за одеждой. А еще родственники отделили нас от своих детей. Они все сидят за столом, а нам дают тарелку, и мы едим стоя. Как-то папа привез нас на выходные домой, и мы в чай по пять ложек сахара положили. Папа спросил: "Вас что, там не кормят?.." А однажды тетя Олеся мне говорит: "Лена, в Одессе есть женщина, у нее двое пацанов, они уже взрослые, а она очень хочет девочку. Поедешь туда?" Я в слезах звоню папе: "Меня отдают в другую семью! Забери нас отсюда!" Нас выставили с вещами за дверь…

В тот же день Сабир забрал своих старших домой. Сразу отнес их документы в школу, чтобы они не пропускали занятий.

За те три месяца, что дети жили в Малоярославце, опека ни разу ими не поинтересовалась. Но только я их привез домой и они пошли в школу, как нагрянули представители ведомства. Они приехали забирать Сашу и Лену, - у него и сейчас все клокочет. - Я бросился к соседке Наталье Николаевне: "Возьми временное опекунство, пока я сделаю российское гражданство!"

Оформление опеки - процесс непростой, он требует времени на сбор документов, обследование здоровья опекуна, его жилищных условий. Если будущий опекун не является близким родственником, ему надо еще пройти обучение в Школе приемных родителей. Это стало обязательным требованием как раз с осени 2012 года.

Наверное, не каждый бы согласился взвалить на себя такое бремя. Но Наталья Николаевна не раздумывала ни минуты. Без лишних слов стала собирать необходимые документы и записалась в Школу приемных родителей. Ближайшая оказалась в Подольске.

Сабир забросил все дела, лишь бы дети жили с ним. Два раза в неделю возил будущую приемную маму на занятия в Подольск и занимался оформлением российского паспорта.

За эти четыре года я поседел. Гоняли меня, как футбольный мяч. Страшно вспомнить, через что я прошел. Помучили меня немного, - добавляет он, помолчав. - Как только я стал гражданином России, тут же оформил опекунство на старших детей. Родители Марины не платили за квартиру, мне пришлось погасить задолженность за коммунальные услуги - 204 тысячи рублей. Если бы я не нашел денег, квартиру бы отобрали, а детей отправили в детдом.

Он отдал все свои сбережения за двенадцать лет. Его семья больше никому ничего не должна.

Недавно он возил Лену и Милю на свою родину в Таджикистан. Двух сестричек, одну светленькую, другую темненькую, дочек.

Лена показывает мне фотографии. Вот она в национальном таджикском наряде.

В Таджикистане нас принимали как родных! - восхищается девочка. - Бабушка меня обнимала: "Моя любимая, моя золотая!" Показали город, угощали национальной едой. Я понимаю таджикский язык, но не надо было много слов, чтобы почувствовать себя в окружении родных людей…

Лена и сама научилась готовить таджикский плов. Почти так же вкусно и живописно, как папа.

Недавно тетя Биби показала мне, как печь их традиционные лепешки. У папы жены нет, а женская поддержка должна быть, - по-взрослому рассуждает пятнадцатилетняя дочь.

Пока на всех готовит моя сестра. Столько заготовок на зиму сделала! - он показывает на шеренги банок с аджикой, баклажанной икрой, солеными огурцами и помидорами. - Но если Бибишка уедет домой, придется Лене готовить, - смеется Сабир. - А я буду ей помогать.

В этой квартире он не прописан. Если бы квартира была приватизирована, он бы унаследовал долю после смерти жены. Надо знать Сабира: ему было неловко просить Марину, чтобы она его прописала на многонаселенную родительскую жилплощадь. Он жил себе с временной регистрацией, которую продлевал каждые полгода.

Сейчас ситуация изменилась, но управление опеки и попечительства по Ленинскому району Подмосковья не на стороне многодетного отца. Сабир живет на птичьих правах. В постоянной регистрации ему упорно отказывают, потому что формально он ущемит права своих детей. Его так и спрашивают: "Какой у тебя умысел?"

Какой у меня умысел? - горько усмехается Сабир. - Я живу здесь с детьми уже шестнадцать лет. Купить новую квартиру я не могу, она стоит миллионы. А мне семью кормить надо. Я у них один.

Я смотрю на Сабира. Ему всего сорок три. Не возраст для мужчины. Уже четыре года, как он овдовел. Все сроки траура давно прошли, и, наверное, он мог устроить свою жизнь.

Я думал об этом, - честно говорит он. - Можно найти женщину, но для меня самое главное, чтобы она моих детей любила, а потом уж меня.

Таджикистан / Общество / Семь привычек таджикских жен, которые понравятся любому мужчине

Чтобы быть настоящей восточной женщиной мало родиться в этой стороне света и обладать характерной внешностью; для соответствия этому определению женщине полагается следовать строгим правилам поведения.

Партнер «Азия Плюс» «Открытая Азия онлайн» собрала некоторые привычки таджикских женщин, которые в нашем регионе традиционно имеют восточные жены.

Обращается к мужу на «вы»

Практически все таджикские женщины, за редким исключением, обращаются к своему супругу на «вы», и называют своих мужей не по имени, а «хозяин», «отец моих детей» и т.п. Впрочем, на севере Таджикистана и мужчины, и женщины обращаются на «вы» ко всем без исключения, даже к своим маленьким детям.

Любая таджичка умеет хорошо готовить

Таджикская женщина, которая не умеет готовить, причем не просто готовить, а творить настоящие кулинарные шедевры, это нонсенс. Любая таджичка отлично справляется с тестом и может приготовить вкуснейший плов. Матери с детства прививают своим дочерям любовь к кулинарии, потому что, если молодая девушка, придет в дом к мужу без этих навыков, то позор падет на всю ее семью.

Кстати, также виртуозно таджички справляются и с другими домашними обязанностями, будь то глажка белья или уборка дома.

Семья невесты покупает одежду для жениха

Покупка наряда для жениха на свадебную церемонию – это обязанность семьи невесты. Более того, весь необходимый для семейной жизни домашний скарб, включая мебель, также приобретается за счет родителей невесты; от жениха требуется только жилье. Поэтому, зачастую перед свадьбой, родственники девушки, приглашая гостей на церемонию, заказывают им подарки. Например: семья Искандаровых – ковер, семья Исмоиловых – кухонный комбайн и т.д.

Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Даже если этот мужчина родственник. Таджикская жена пустит в дом мужчину только при условии, что она не одна. В противном случае, даже родному брату мужа вход в квартиру заказан: «ждите хозяина». И до сих пор, на любом мероприятии женщины и мужчины в Таджикистане традиционно сидят за разными дастарханами, в разных комнатах. И обслуживанием мужского дастархана (подавать блюда на стол, убирать грязную посуду) занимаются мужчины.

После рождения ребенка 40 дней живет у матери

Из роддома таджикская жена отправляется домой к своей матери, особенно если родился первенец. Здесь она проживет ровно 40 дней, в течение которых мать научит дочь всем премудростям обращения с малышом; кроме того, все необходимое для первенца за свой счет приобретет семья женщины. После такого мастер-класса, муж никогда не увидит беспомощности жены в общении с младенцем, ведь следить за ребенком – прямая обязанность женщины.

Ничего не делает без согласования с мужем