Все о тюнинге авто

Фехтование. История Фехтования

Очерки по теории и методике фехтования. М., 1996
Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. М., 1969
Аркадьев В.А. Фехтование на рапирах. М., 1975
Лейтман Л. Физическая подготовка фехтовальщика. М., 1975
Родионов А. Психологическая подготовка фехтовальщика. М., 1975
Белова Е.Д. Фехтование в СССР: Ретроспективный аннотированный указатель литературы (1917-1972). Минск, 1976
Смоляков Ю.Т., Тышлер Д.А. Тренировка фехтовальщиков на шпагах. Минск, 1976
Сайчук Л. Ступени мастерства. М., 1981
Тышлер Д.А. Фехтование на саблях. (Соревновательная деятельность, спортивные способности и специализированные умения фехтовальщиков). М., 1981
Пономарев А.Н. Общие вопросы спортивного фехтования. М., 1982
Бойченко С.Д., Тышлер Д.А. Методика тактической подготовки фехтовальщика. Минск, 1983
Тышлер Д.А. Фехтовальные сюжеты. М., 1983
Аркадьев В.А., Любецкая Т.Л. Диалог о поединке. М., 1986
Пономарев А.Н. Фехтование: от новичка до мастера. М., 1987
Кинжалы: фехтовальные системы Востока. Минск, 1993
Романов Н.Н. Восхождение на Олимп. М., 1993
Тышлер Г.Д., Тышлер Д.А. Что должен знать спортсмен о технике и тактике. М., 1995
Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах. М., 1996
Королева А.П. История фехтования. Фехтование в древнем мире и в средние века. М., 1996
Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры. Под ред. Д.Тышлера. М., 1997
Тышлер Д.А., Тышлер Г.Д. Фехтование на саблях. М., 1998
Тарас А.Е. Техника боевого фехтования. Минск, 1999
Базаревич В. и др. Фехтование. Что должны знать спортсмены и тренеры о судействе и проведении соревнований. М., 2000
Любецкая Т.Л. Братья Аркадьевы. М., 2000
Правила спортивных игр и состязаний: Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 2000
Мовшович А.Д., Тышлер Г.Д., Тышлер Д.А. Многолетняя тренировка юных фехтовальщиков. М., 2002
Мишенев С.В. История европейского фехтования. М., 2004
Мовшович А.Д., Тышлер Д.А. Искусство сценического фехтования. М., 2004
Тышлер Д.А. Вашу саблю, маэстро! М., 2004

Найти "ФЕХТОВАНИЕ " на

Фехтование – это вид спорта, в основе которого лежит едино­борство на одном из видов спортивного холодного оружия.

Занятия фехтованием развива­ют:

  • быстроту,
  • ловкость,
  • вынос­ливость,
  • силу,
  • самообладание,
  • способность к молниеносным решения,
  • действиям в сложных ситуациях боя.

В фехтовальном бою на рапире, шпаге или сабле цель спортсмена состоит в том, чтобы в заданное время нанести сопернику определенное количество ударов или уколов.

Если оружие и снаряжение соответствуют прави­лам, то эти уколы и удары не могут нанести повреждений сопернику.

Оружие и цель фехтования менялись с течением времени. Наряду с кулачным боем и борьбой фехтование является одним из самых древних видов единоборства, которое заро­дилось в Египте за 3000 лет до н. э. На протяжении тысячелетий фехтование было основной составной частью военного обучения и важным средством фи­зического закаливания организма. Почти до времен феодализма в фехтовании употреблялось тяжелое боевое оружие и массивные доспехи. С изобрете­нием огнестрельного оружия в XV в. началось по­степенное усовершенствование оружия для фехтова­ния. Удобное негромоздкое оружие все больше стало входить в употребление.

Первая книга по фехтованию появилась в 1516 г.

В XVI в. на смену мечу приходит шпага, чему во многом способствовал миланский фехтовальщик Агриппа. Он отказался от удара шпагой в пользу укола и положил основу современному держанию шпаги и управлению клинком. Итальянская систе­ма фехтования на шпагах, основанная сначала на ударах и уколах, а позднее только на уколах, завое­вала свое место в европейских странах до конца XVII в.

Франция – одна из стран классического фехтова­ния-вступила на путь самостоятельного развития фехтования позже. В 1633 г. французский мастер Бернар Ренне в своей книге излагает технику фехто­вания, очень близкую к современной. Во Франции большое распространение получило фехтование на рапирах.

В Германии было распространено «мензурное» фехтование-дуэль на шлегерах с плоскими зато­ченными концами. Соперники в поединке наносили друг другу режущие удары. «Мензурное» фехтова­ние длительный период было распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях.

В 1776 г. во Франции Ла Брауссие изобрел ма­ску для фехтования из проволочной сетки. Введение маски устранило всякую опасность в фехтовании на рапирах и способствовало его дальнейшему разви­тию.

После политического объединения Италии в XIX в. итальянская школа фехтования пережила новый подъем.

В 1861 г. был издан трактат руководителя ми­ланской военной школы Радаелли, который обоб­щил технику фехтования на саблях, позднее усовер­шенствованную в Венгрии. Неаполитанец Париз, создатель метода фехтования на рапирах и саблях, положил конец спору между северной и южной итальянскими школами фехтования. Париз стал ру­ководителем вновь образованной Центральной школы фехтования в Риме. Выпускники этой школы преподавали позднее в Германии, Австрии, Венгрии и в США.

К концу XIX в. во Франции начало развивать­ся современное фехтование на шпагах.

Международная федерация фехтования (ФИЕ) была образована в 1913 г. В настоящее время в ФИЕ входят национальные ассоциации около 80 стран. Фехтование на рапирах и саблях включено в программу олимпийских игр с 1896 г., на шпа­гах с 1900 г. В 1924 г. в олимпийскую программу было включено фехтование на рапирах среди жен­щин.

Материальное обеспечение

Для развития фехтова­ния необходимо большое количество материальных предпосылок.

Спортивное оружие

В современном фехтовании различаются следующие виды оружия: рапира, шпага, сабля. Рапира и шпага- колющее оружие. В зависимости от формы рукоятки различаются итальянские, французские и ортопедические рукоят­ки рапиры или шпаги. Сабля-рубящее оружие.

Рапира

Шпага

Сабля

Общая длина

Длина клинка

Диаметр гарды

15 см по дли­

не и 14 см по

Общий вес

Электроаппаратура

В фехтовании на рапирах и шпа­гах электроаппаратура помогает судьям выносить более объективное и точное решение.

Электроаппаратура срабатывает в том случае, когда наконечник рапиры или шпаги соприкасается с поражаемой поверхностью соперника. В фехтова­нии на шпагах цветная лампа электрофиксатора за­горается в результате замыкания электроцепи, в то время как в фехтовании на рапирах-при ее размы­кании. Если укол пришелся по непоражаемой по­верхности или в пол, зажигается белая лампа. Если зажигаются одновременно и цветная и белая лампы, то укол не засчитывается.

При фехтовании на рапирах необходимо, что­бы при уколе давление на наконечник оружия было не меньше 0,5 кг, а при фехтовании на шпагах-0,75 кг. В конце дорожки находятся катуш- ки-сматыватели, на которые наматывается шнур, соединяющий фехтовальщика с электрофиксато­ром. Шнур, проходящий под фехтовальной курт­кой, подсоединяется к оружию через его рукоятку и клинок к наконечнику.

Дорожки для фехтования

Для проведения сорев­нований по фехтованию и для тренировок подходят залы с матовым деревянным полом с ярким, но не слепящим освещением. Дорожка для фехтования представляет из себя покрытый линолеумом или другим аналогичным материалом прямоугольник.

Ширина дорожки для всех видов фехтования колеб­лется от 1,80 до 2 м. Ее длина для фехтования на рапирах-12 м, на шпагах и саблях-18 м. Но из практических соображений соревнования проводят­ся, как правило, на дорожках длиной 14 м. Если спортсмен переступает заднюю линию границы, то в фехтовании на рапирах его возвращают на 1 м от границы, в фехтовании на шпагах-на 2 м, саб­лях-5 м.

При необходимости можно обозначить на полу контуры дорожки необходимой длины. Из со­ображений безопасности с каждого конца дорожки должно быть свободное место для пробега длиной 1,50-2 м. Для фехтования на рапирах и шпагах с электрофиксаторами дорожки изготавливаются со специальным медным покрытием (металлическая дорожка), которое заземляется, чтобы уколы об пол не фиксировались.

Одежда и снаряжение

В костюм фехтовальщика, выполненный из белой плотной материи, входят куртка и брюки, застегивающиеся ниже колен, а также перчатки, гетры или белые чулки, спе­циальные фехтовальные или резиновые туфли и фехтовальная маска.

Обязательной принадлежностью для женщин яв­ляется специальный бюстгальтер из кожи или легкого металла. Для предотвращения травм спортсмены должны иметь под курткой предохра­нительный набочник с длинным рукавом, который надевается на вооруженную руку. Кроме того, саб­листы надевают на вооруженную руку налокотник. При фехтовании на рапирах с электрофиксатором поверх фехтовальной куртки надевается электро­куртка, сделанная из тонких металлических нитей. Она должна полностью покрывать те части тела, по которым разрешено наносить уколы. В фехтова­нии на рапирах и шпагах в состав снаряжения вхо­дит личный шнур, соединяющий оружие с катуш­кой электрофиксатора.

Разделение на возрастные группы и спортивные разряды

В фехтовании на всех видах оружия разли­чают возрастные группы и спортивные разряды. Возрастные группы в ГЕРМАНИИ определяются по коли­честву исполнившихся лет на 1 июня каждого года. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

В фехтовании различают следующие возраст­ные группы (ВГ): ВГ 10/11 (дети до 11 лет), ВГ 12 (до 12 лет), ВГ 13 (до 13 лет), ВГ 14/15 (с 14 до 15 лет), ВГ 16/17 (с 16 до 17 лет), юниоры (с 18 до 20 лет) и мужчины (от 20 лет и старше).

Спортсмены ВГ 10/11 и ВГ 12 фехтуют только на рапирах, спортсмены других ВГ -на всех видах оружия; женщины фехтуют только на рапирах. Спортивные разряды. В зависимости от спор­тивных результатов школьникам и подросткам мо­гут быть присуждены III, II и I спортивные раз­ряды, а юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Время боя и количество уколов (ударов)

Если со­ревнования проводятся по круговой системе, то чи­стое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов.

В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехто­ванию соревнования проводятся по системе прямо­го выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а жен­щины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин. Если один из спорт- сменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении време­ни боя на рапирах и саблях соперники нанесли оди­наковое количество уколов, то число уколов увели­чивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до пер­вого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов уве­личивается таким образом, чтобы у спортсмена, на­несшего большее количество уколов, их число со­ответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уко­лов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапи­рах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехто­вании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, нано­симые всем лезвием и частью обуха клинка.

Удары (уколы) можно наносить только по по­ражаемой поверхности тела. Уколы (удары), при­шедшиеся по непоражаемой части тела, лишь пре­рывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ве­дения боя. На каждую атаку соперника фехтоваль­щик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать ата­ку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клини­ка соперника в линии атаки или останавливающи­ми уколами и ударами в темп. Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выпол­нения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав. В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсме­нами, аннулируются. Во втором случае судья за­считывает укол спортсмена, который был тактиче­ски прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновре­менные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчиты­ваются обоим фехтовальщикам.

Нарушение правил

В случае неспортивного пове­дения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его сни­мают с соревнований. К подобным нарушениям относятся: любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение-в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий; отступ­ление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение; преднамеренный выход за боко­вую линию дорожки; способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес; снаряжение или оружие, не соответствующее правилам, неспортивное поведение по отношению к судье.

Командные соревнования, Во всех соревнованиях по фехтованию команда состоит из 4 человек. Каждый член команды проводит бой с каждым фехтовальщиком из команды соперника.

Турниры

Видео: Международный турнир по фехтованию среди кадетов им. С.А. ШАРИКОВА, сабля девушки

Если на турнир выносятся соревнования по всем видам фехтования, то они проводятся в следующем порядке: рапира (мужчины), сабля, рапира (женщины), шпага. В соревнованиях по ка­ждому виду оружия сначала проводятся личные по­единки, а потом командные соревнования. Победи­тели выявляются в личном зачете и в командном зачете по круговой системе (отборочный круг, про­межуточный круг, полуфинальный и финальный круг) по системе с прямым выбыванием.

При кру­говой системе в одной группе из 6 спортсменов каждый спортсмен должен встретиться со всеми 2 соперниками. 3 (или 4) лучших фехтовальщика переходят в следующий круг. Остальные выбывают из соревнований. Решающим является общее коли­чество побед в данном круге.

Если спортсмены на­брали одинаковое количество побед, то место опре­деляется путем выявления лучшей разницы нане­сенных и полученных ударов.

Если и в этом случае победитель не будет выявлен, проводится перебой. В командных встречах проводится лишь один пере­бой команд-участниц (за 1-е место).

В соревнованиях по круговой системе после проведения промежуточных, четвертьфинальных и полуфинальных соревнований 6 фехтовальщиков попадают в финал.

В соревнованиях с прямым выбыванием за 2 кру­га выбираются 32 или 16 спортсменов, каждо­му из которых назначается соперник для первого боя в соответствии с местом, занятым в промежу­точном круге. У проигравшего есть еще один шанс, но после второго поражения он выбывает из сорев­нований. В финал попадают всего 6 спортсменов (4 непосредственно и 2 спортсмена после второго боя). Финальные бои по круговой системе прово­дятся без учета предыдущих результатов. В случае одинакового числа побед и нанесенных и пропу­щенных уколов проводится перебой.

Судьи

Судейская коллегия состоит из старшего судьи, а в фехтовании на саблях, где нет электрофиксации уколов, из старшего судьи, 4 боковых судей. Стар­ший судья дает команды (на международных сорев­нованиях на французском языке), наблюдает за боевыми действиями обоих спортсменов, выносит решение о действительности и недействительности уколов, контролирует снаряжение и штрафует за нарушение правил.

Решения старшего судьи, ко­торые он выносит после анализа фехтовальной фразы, приведшей к уколу, неоспоримы. В случае необходимости, в соревнованиях на саблях, по обеим сторонам дорожки стоят боковые судьи и следят за тем, чтобы уколы были нанесены по по­ражаемой поверхности тела.

В этом случае при присуждении уколов и опре­делении их действительности старший судья имеет 1,5 голоса, боковые судьи-по 1 голосу.

Техника

Видео: Фехтование: техника боя

В отличие от других видов спорта, где техника является основой спортивного результата (спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание), техника в фехтовании является способом достижения задач, поставленных перед спортсме­ном.

Спортсмен перемещается по дорожке в типич­ной для данного вида спорта фехтовальной стойке, которая дает ему возможность быстрее передви­гаться вперед и назад шагами и прыжками. Постав­ленные под углом друг к другу ноги обеспечивают устойчивое положение, а разворот туловища как бы отодвигает от соперника часть поражаемой поверх­ности. При атаках фехтовальная дистанция (рас­стояние между спортсменами) преодолевается с по­мощью выпада или атаки стрелой.

Управление оружием осуществляется действия­ми большого и указательного пальцев. Движения оружия складываются из движений руки, кисти ру­ки и пальцев. Различаются: а) движения, благодаря которым сопернику наносится укол; б) движения, с помощью которых оружие соперника устраняется из опасного положения; в) движения, которые при­водят к смене позиции и противостоят движениям соперника. Позиции различаются по номерам от 1 до 8. Если, например, спортсмен обводит оружие соперника по кругу и делает укол вдоль оружия соперника, то этот технический прием называет­ся скользящим круговым захватом (завязыва­нием) .

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Тактика

В фехтовании необходимо не только хо­рошее владение техникой, но и правильное ее ис­пользование в зависимости от ситуации. Во время боя каждый из спортсменов пытается при условии соблюдения правил добиться преимущества над со­перником. Для этого необходимо внимательно на­блюдать за действиями соперника, быстро распо­знавать его намерения и принимать моментальные решения. С помощью финтов можно направить со­перника по ложному следу, вызвав его атакующие действия, которые можно будет легко отразить, т. к. они именно и ожидались.

Благодаря по­стоянным угрожающим действиям можно сковать инициативу соперника, ограничить его защитные действия и замаскировать свои атакующие дей­ствия. Учитывая все вышесказанное, можно даже утверждать, что фехтовальный бой носит сильно выраженный интеллектуальный характер.

Сложность использования фехтовальной такти­ки объясняется еще и тем, что всю боевую ситуа­цию приходится оценивать на протяжении очень небольшого отрезка времени, в то время как сопер­ник точно так же пытается добиться успеха. В про­цессе разнообразного взаимодействия фехтоваль­щиков боевые действия выполняют различные функции.

Атака

Против пассивных соперников используются основные атаки. Для отражения атаки наряду с уклонениями используются прежде всего защиты (защиты оружием). Непосредственно после удачно проведенной защиты следуют ответные атаки (рипост). Если после удачной защиты не следует рипост, то атакующий спортсмен может после неудавшейся первой атаки перейти к продолжению атаки. Но может возникнуть и такая ситуация, ког­да обороняющийся спортсмен должен прибегнуть к контратакующим действиям. Это происходит в тех случаях, когда атака выполнена неверно, мед­ленно или когда соперник разгадал намерения ата­кующего фехтовальщика.

Ложная атака

Хорошие фехтовальщики всячески маскируют свои атаки и наносят уколы переводом, когда соперник, введенный в заблужде­ние с помощью финтов, выполняет соответствую­щую защиту (ложная атака), или вызывают сопер­ника с помощью ложной атаки на защиту-ответ или на контратаку, чтобы с помощью собственной защиты-ответа или контратаки нанести ему укол (атака второго намерения).

Для овладения тактикой фехтования необходи­ма специальная подготовка, постоянное совершен­ствование психических качеств спортсмена в тесной связи с технической подготовкой. Чем большим ко­личеством технических навыков обладает спорт­смен, тем разнообразнее и неожиданнее для сопер­ника могут быть его действия. Необходимый опыт добывается в процессе тренировок с различными партнерами и благодаря большой соревнователь­ной практике.

Подготовка и тренировка

При отборе детей для занятий фехтованием (с учетом достижения высших спортивных результатов) следует прежде всего обращать внимание на развитие координационных и функциональных качеств (ловкость, быстрота и т.д.). У ребенка должны быть достаточно хоро­шо развиты психические качества, необходимые для данного вида спорта, он должен получать удоволь­ствие от спортивного единоборства, уметь при­нимать молниеносные решения и быть не очень ма­ленького роста.

Лучше всего начинать заниматься фехтованием в 10 лет, но и в более позднем возра­сте можно добиться значительных успехов.

Подго­товка фехтовальщика проходит через 3 этапа: начальное обучение, специальная подготовка и подготовка на уровне высшего спортивного ма­стерства.

Начальная подготовка

Тренировки по фехтова­нию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После началь­ного обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером прово­дятся тренировки, в процессе которых изучают­ся боевые действия, основы фехтовальной так­тики.

Специальная фехтовальная подготовка является со­ставной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармо­ническое развитие необходимых в дальнейшей со­ревновательной практике навыков и умений. Основ­ной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым дей­ствиям.

При помощи упражнений с партнером, макси­мально приближенных к условиям боя, учебным и тренировочным боям, происходит изучение тех­ники фехтования с учетом тактического аспекта во временной и пространственной зависимости от партнера. Специальная подготовка служит всесто­роннему развитию специальных фехтовальных на­выков, совершенствованию всего технико-тактиче­ского репертуара.

Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.

Подготовка на уровне высшего спортивного мастер­ства. Целью подготовки на уровне высшего спор­тивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо макси­мальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специали­зируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных за­нятиях с тренером. Совершенствование и стабили­зация боевых навыков осуществляется преимуще­ственно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.

Поединки проводятся на фехтовальной дорожке длиной 14 м и шириной 1,5–2,00 м со специальной разметкой. На фехтовальной дорожке (поле боя) наносятся 5 линий перпендикулярных её длине. Центральная линия, Две линии начала боя, расположенных на расстоянии 2 м от центральной линии, Двух линий задних границ, на расстоянии в 7 м от средней линии. Так фехтовальщик, находясь перед началом боя в 2 м от центра имел 5 м для отступления 5 м. Кроме того, с каждой стороны дорожки – по всей ее ширине – выделяются (обычно контрастным цветом) отрезки длиной в 2 м: во время поединка это служит своеобразным предупреждением отступающему спортсмену, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов.

Электрофиксатор сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на его стороне раздается звуковой и зажигается световой сигнал. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные - белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы – это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену присуждается по уколу.

Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять, соответственно, не менее 4,9 Ньютона (500 гр) и 7,35 Ньютона (750 гр), а удар саблей, по правилам, должен быть доведен до конца: простое касание оружием зачетной зоны очков не приносит.

Перед началом поединка соперники встают на линии исходной позиции, повернувшись друг к другу боком – так, чтобы одна нога была впереди другой (за линией исходной позиции), – направив оружие в сторону противника и отведя свободную руку назад. Поединок начинается по команде судьи – и продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стой!» или не раздастся специальный сигнал, возвещающий об истечении времени боя (раунда). Возобновляется поединок тоже только по команде судьи.

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Перед началом боя судья дает спортсменам команду: «Ан гард!» - «К бою!», затем задает вопрос: «Эт ву прэ?» - «Вы готовы?» Получив ответ, судья командует: «Алле!» В случае остановки боя дается команда «Альт!» - «Стой!». Присуждение очков сопровождается словами: «А друат» - «Направо», «А гош» - «Налево» или «Ку дубль» - «Обоим». Недействительный удар обозначается фразой «Па конте» - «Не считать».

В случае начисления очка соперники возвращаются на исходные позиции, а при остановке боя без присуждения укола возобновляют его с того места, где он был остановлен.

В финальной стадии соревнований индивидуальные поединки делятся на три 3-минутных раунда с минутным перерывом между ними. Побеждает в бою спортсмен, первым набравший 15 очков (или же больше очков на момент истечения времени поединка). При ничейном – к моменту окончания боя – счете добавляется еще одна минута, и борьба идет до первого укола. Предварительно разыгрывается так называемый «приоритет»: проводится жеребьевка, определяющая победителя на случай, если никто из соперников не сможет нанести решающий укол в добавленную минуту.

В командных состязаниях каждый фехтовальщик должен провести поединок с каждым из трех участников команды-соперницы. Таким образом, матч между двумя командами состоит из 9 индивидуальных поединков. При этом первый бой заканчивается по достижении одной из сторон результата в 5 очков, второй – 10 и т.д. до 45 очков

Спортсмен, который первым начал нападение, считается атакующим, – соответственно, фехтовальщик, отбивший клинком оружие, считается защищающимся. По правилам, при одновременно завершаемых соперниками уколах/ударах преимущество имеет атаковавший. Приоритет действия попеременно переходит от одного соперника к другому. Когда электрофиксатор сигнализирует о нанесении укола (или удара) в поражаемую поверхность, рефери засчитывает его (если было соблюдено право атаки) или аннулирует (если приоритет был нарушен). При взаимных уколах (ударах) судья – в зависимости от ситуации – или засчитывает его одному из участников или аннулирует оба попадания.

Любой фехтовальный бой – это, прежде всего, взаимодействие клинков соперников с множеством тонких, хитроумных движений и приемов, что принципиально отличает фехтование от единоборств с применением тяжелых видов оружия. Если невозможна прямая атака, необходимо «нейтрализовать» оказавшееся на пути оружие соперника, например, используя перенос (нападение с обведением острия неприятельского клинка). Точно так же ликвидировать угрозу со стороны противника можно не только уклонением, но и силовым воздействием на его клинок, например, отбивом.

Часто используют в фехтовальном бою всевозможные обманные движения: маскировку (скрывающую как конкретные тактические намерения фехтовальщика, так и его состояние и боевые возможности в целом), финты (угрожающие движения оружием), вызов, провоцирующий соперника на определенные действия, и т.д.

После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.

В современном фехтовании в зависимости от вида оружия существуют различия в правилах, технике и тактике, которые во многом связаны с историей их происхождения. Спортивная сабля произошла от кавалерийского клинка: в конном поединке часто наносились рубящие удары – в основном до пояса, что и предопределило размер поражаемой поверхности и допустимые приемы атаки на соперника в поединке саблистов. Шпага – дуэльное по происхождению оружие. На дуэли укол в любую часть тела противника оказывался «результативным», при этом важно было нанести укол первым, не пропустив ответный выпад. По таким же правилам и принципам ведется сейчас шпажный бой. Самые «щадящие» условия борьбы у рапиристов. Ведь рапира и создавалась как исключительно тренировочное оружие. С рапиры начинали когда-то свое обучение все новички, она была единственным оружием, на котором дозволялось фехтовать женщинам, а благодаря малому весу с ней вполне могли управиться и дети. Понятие «тактической правоты» тоже возникло из практических потребностей тренировочного боя, готовившего человека к реальным боевым единоборствам: прежде, чем провести собственную атаку, надо отразить нападение противника.

Поражаемая поверхность.

В поединках на шпаге защитываются уколы острием любой части тела соперника, кроме не защищенного маской затылка.

В поединках на рапире защитываются уколы острием только в торс соперника спереди и сзади (выше пояса); голова, руки и ноги в нее не входят. В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются.

У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая торс (выше пояса), руки и голову (кроме затылка). Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом – в отличие от поединка рапиристов – не останавливается.

В бою рапиристов и саблистов судья может засчитать и укол, нанесенный вне зачетной зоны, – в случае, если защищающийся спортсмен намеренно прикрыл поражаемую поверхность какой-либо «непоражаемой» частью тела (например, ногой). Правилами запрещено также намеренно касаться оружием любой проводящей поверхности (включая собственный костюм), чтобы вызвать «ложное» срабатывание регистрирующей системы – и тем самым избежать укола со стороны соперника.

В русском языке слово фехтование произошло от немецкого Fechten .

Фехтование - популярный современный спорт для мужчин и женщин всех возрастов, включая соревнования для инвалидов. Любой человек от 8 до 80 лет может принимать участие в соревнованиях или заниматься фехтованием в оздоровительных целях. Ловкость, быстрота реакции, тактическое мышление - главные требования для фехтовальщика. Спорт начал свое развитие, используя опыт смертельных поединков, дуэлей до первой крови, боевые навыки и традиции конницы. С того времени искуство фехтования развилось в три дисциплины: рапиру, шпагу и саблю.

Шпага берет свое начало от преимущественно колющего оружия, наиболее популярного среди дуэлянтов старого времени. Поэтому поражаемая поверхность включает в себя все тело спортсмена, а основное правило - кто первый дотронется острием клинка до своего противника, тот выиграет схватку или поведет в счете. Тренировка в боевом фехтовании была сконцентрирована в основном на уколах и ударах в туловище, нанесение которых имело бы смертельный эффект. Необходимость тренировочных поединков привела к созданию тупого, легкого и безопасного оружия, защитной одежды и ограничению поражаемой поверхности. Эти правила теперь применены к спортивному фехтованию. Рапира легче, чем шпага, поэтому была использована для обучения. Затем сформировались правила фехтования и судейства боев на рапирах. Современное фехтование на саблях берет свои истоки от ведения поединков верхом на лошади. Наиболее эффективными в кавалерии являлись удары, нанесенные противнику выше седла. Это и повлияло на определение поражаемой поверхности в спортивной сабле. Правила боя, принятые для рапиры, были использованы и в сабле, где фехтовальная фраза состоит из атаки, защиты и ответа или контрзащиты с контрответом, а также со многими другими разновидностями действий оружием и передвижений по полю боя.

РАПИРА - колющее оружие, длиной 110 см и весом 500гр, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12см.

Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружина в наконечнике рапиры нуждается в 500 гр. давлении, чтобы аппарат зарегистрировал укол. Засчитываются только уколы, нанесенные в туловище. Уколы в руки, ноги и маску являются недействительными.

Поражаемая поверхность на фехтовальщике закрыта металлической курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой на аппарате. Укол в области, не закрытые металлической курткой, регистрируются белой лампой.

Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должно быть отражена прежде, чем начато ответное действие. Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому, а преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.

ШПАГА - колющее оружие, длиной 110 см и весом до 770гр, гибкий стальной клинок трехгранного сечения, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13.5см.

В боях на шпагах мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Наконечник нуждается в давлении на него по крайней мере в 750 гр., чтобы включился регистрирующий аппарат. Уколы наносятся во все части тела спртсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата и укол в них не регистрируется.

В фехтовании на шпагах не существует преоритета действий. Аппарат фиксирует только тот укол, который нанесен раньше другого на 0,04 сек. Одновременно нанесенные уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счете будут повторены.

САБЛЯ - рубяще-колющее оружие длиной до 105см, весом 500гр, стальной гибкий клинок с овальной гардой, защищающей кисть от ударов.

Сабля - оружие рубящее и колющее. Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки и маску. Поражаемая поверхность закрыта металлической курткой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате.

Бой на саблях является очень похожим на фехтование на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесенных ударах или уколах. Фехтовальная фраза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом преоритета действия от одного фехтовальщика к другому.

Фехтование - сугубо индивидуальный вид спорта. Даже в командных соревнованиях бои проводятся один на один.

Бой между двумя фехтовальщиками на любом виде оружия проводится на специальной дорожке, шириной 1,5 - 2 м и длинной 14 м, сделаной из электропроводящего материала, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата.

Бой управляется и оценивается арбитром. Уколы и удары, нанесенные фехтовальщиками, регистрируются лампами на электрическом аппарате. Фиксируются они на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связаных с аппаратом проводной системой. Арбитр оценивает удары и уколы, основаясь на показаниях регистрирующего аппарата и учете правил боя в каждом виде фехтования. Бои в видах оружия имеют собственные специфические правила, позволяющие засчитывать уколы и удары или объявлять их недействительными.

Фехтовальная схватка предполагает последовательность действий, выполненных участниками. Начинается атакой и защитой с ответом и продолжается контрзащитой с контрответом или повторным нападением. При их анализе арбитром определенные действия имеют некоторые приоритеты, которые позволяют одному из фехтовальщиков стать победителем схватки.

Перед началом боя арбитр проверяет оборудование фехтовальщика, наличие маркировки контроля исправности оружия, защитной экипировки. Затем подает команду к началу боя и следит за действиями участников.

  1. Рапира предназначена для нанесения уколов только в туловище;
  2. Шпагой разрешено нанесение уколов во все части тела противника, кроме затылка;
  3. Саблей можно наносить удары и уколы в туловище (до линии пояса), руки и маску;
  4. Спортсмен, первым начавший нападение на противника, является атакующим ;
  5. Спортсмен, отбивший своим клинком оружие атакующего(контратакующего) противника, является защищающимся ;
  6. Бой ведется на дорожке длиной 14 метров и шириной 1,5-2 метра, на определенное количество уколов или ударов (5,10,15), в отведенное время;
  7. Атаковавший спортсмен имеет преимущество при одновременно с противником завершаемых нападениях (рапира и сабля );
  8. Защитившийся и нанесший ответ спортсмен имеет преимущество перед противником, одновременно выполнившим повторное нападение (рапира и сабля );
  9. Одновременно нанесенные уколы в фехтовании на шпагах (зафиксированные электроаппаратом) присуждаются обоим спортсменам;
  10. Преимущество спортсмена, опередившего атаку (ответ) противника при взаимно нанесенных уколах определяется визуально арбитром на основе личного опыта (рапира и сабля), а в фехтовании на шпагах данную функцию выполняет электрофиксатор в пределах 0,04(0,05) сек.

До чемпионата России - считаные дни. Самое время разобраться, чем сабля отличается от рапиры и что кричат судьи по-французски. Гид Team Russia не оставит вопросов.

История

Фехтование - один из четырёх видов спорта, входивший в программу всех Олимпийских игр начиная с 1896 года. Но история его уходит своими корнями гораздо глубже. Начиная со времён Древнего Египта, люди разных стран и культур любили упражняться в ведении боя с использованием холодного оружия. Как искусство владения шпагой и рапирой фехтование начало формироваться в XV веке в Испании. В то время набирало популярность лёгкое и тонкое оружие, которым можно было поразить соперника, облачённого в латы, попав между соединениями в доспехах. Так появилась шпага, а затем и тренировочное оружие - рапира. Мирный характер этот вид спорта приобрёл только после появления автоматического огнестрельного оружия. Первые современные международные правила были сформированы в 1914 году и дорабатывались на протяжении всего XX столетия.

Костюмы и оружие

Совершенствовались и экипировка, и оружие спортсменов. Белые костюмы фехтовальщиков - дань традициям. Это сейчас удары фиксируются электронной системой, а раньше идентификатором служила чёрная краска, которую наносили на наконечники оружия, и на белом цвете определить количество ударов было проще всего.

Изменился и материал костюмов. Ещё 30-40 лет назад для их изготовления использовались хлопчатобумажная ткань и вата, но они не всегда обеспечивали полноценную защиту от повреждений. Поэтому на замену им пришёл кевлар - лёгкий и очень прочный материал, из которого также делают бронежилеты. Теперь костюм фехтовальщика может выдержать даже выстрелы из пистолета.

Клинки для рапир, сабель и шпаг раньше изготавливали только из высокоуглеродистой пружинной стали, которая позволяла оружию быстро возвращать форму. Но поворотным стал чемпионат мира 1982 года, а точнее, поединок советского спортсмена Владимира Смирнова и Маттиаса Берга из ФРГ. У немца сломалась рапира, и её обломок, пробив маску Смирнова, нанёс ему травму мозга, оказавшуюся смертельной. После этого случая специалисты начали искать материал для замены и в итоге пришли к марагеновой стали, которая также используется при производстве газовых баллонов для космических станций. Она гораздо прочнее высокоуглеродистой и вместе с защитным костюмом обеспечивает спортсмену безопасность при тренировках и поединках. Теперь фехтовальщик может пораниться только в том случае, если не наденет какой-то из элементов экипировки.

Французская терминология

Судейство в фехтовании традиционно ведётся на французском языке. Но для того чтобы понимать арбитров, необязательно владеть им в совершенстве, достаточно знать основные команды судьи:

Ан гард (En garde) - К бою. Команда участникам занять свои позиции.

Эт ву прэ? (Êtes-vous prêt?) - Вы готовы? Вопрос перед началом боя к обоим участникам. Если один из них не готов, он должен подать соответствующий сигнал судье.

Алле! (Allez!) - Начинайте! Команда к началу поединка.

Альт! (Halte!) - Стой! Остановка боя.

А друат (À droite) - Направо. Очко присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.

А гош (À gauche) - Налево. Очко присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.

Кудубль (Coup doubles) - Обоим. Одновременные уколы засчитывают обоим фехтовальщикам.

Па конте! (Pas compter!) - Не считать. Недействительный удар.

Быстрота

Фехтование не зря сравнивают с быстрыми шахматами - на принятие решения у спортсмена есть буквально доли секунды. Порой всё происходит настолько стремительно, что уследить за событиями на помосте может быть довольно сложно. В этом случае понять, почему укол засчитан именно так, а не иначе, помогут видеоповторы и комментаторы.

Общие правила

Фехтовальные поединки проводятся на дорожке длиной 14 метров и шириной 1,5-2 метра. Если спортсмен пересекает границу за его спиной, ему назначается штрафной укол. В групповых этапах бои продолжаются до пяти очков, на финальной стадии поединки делятся на три раунда по три минуты, но могут завершиться раньше, если один из соперников наберёт 15 очков. В командных соревнованиях каждый участник должен провести поединок с каждым из трёх участников команды-соперницы. Всего выходит девять индивидуальных поединков, в которых счёт ведётся до пяти уколов и все очки команды суммируются.

Все уколы фиксируются электронной системой, при этом раздаётся звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Если укол был нанесён с нарушением правил, судья имеет право его не засчитать. При принятии решения арбитр может воспользоваться видеоповтором, попросить его пересмотреть момент могут сами спортсмены.

Правила разнятся в зависимости от главного в фехтовании - вида оружия.

Рапира

Рапира - колющее оружие длиной не более 110 см и массой не более 500 г с клинком четырёхгранного сечения, утончённым к концу, и 9-12-сантиметровой гардой (круглой пластиной, защищающей руку фехтовальщика). В поединках на рапирах засчитываются только уколы, нанесённые в металлизированную куртку и воротник маски. При всех остальных уколах лампа загорается белым светом.

Основное в фехтовании на рапирах - право атаки или фактор тактической правоты. Это означает, что атака соперника должна быть отражена прежде, чем начнётся ответное действие. Начавший первым нападение спортсмен считается атакующим. Если соперники одновременно совершили уколы, преимущество имеет именно атаковавший. Если защищавшийся спортсмен отразил укол и совершил ответное действие, приоритет отдаётся ему.